Учитель-дефектолог

Значение развития речи ребенка для социализации в обществе

Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. За счет умения говорить, ребенок получает возможность общения с окружающими людьми. Благодаря родному языку, ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Как правило, к пяти годам ребенок активно вступает в социальные взаимоотношения с окружающими людьми. Умение общаться с окружающими является необходимым условием личностного и социального развития ребенка. Если к этому возрасту дошкольник плохо говорит, он способен осознать свой недостаток и становится молчаливым, застенчивым. Любые проблемы в развитие речи ребенка неблагоприятно влияют на его деятельность и поведение, а значит и на процесс формирования личности.

Ребенок, взаимодействуя с окружающими, пользуется полученными ранее навыками общения, развиваются навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, ребенок развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

Важность роли семьи процессе социализации ребенка переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с дошкольником влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в  развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы. Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Ребенок, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным. Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

свернуть

Речевые игры для детей средних групп

№1 «Какой он?»

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т.д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок объяснит сходство и различие предметов, а также их назначение.

№2 «Что ты слышишь?»

Цель: развивать слух, способность к распознанию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядное пособие: музыкальные инструменты (дудочка, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание: воспитатель сажает ребенка на стул к себе спиной: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: к бумаге, фольге, перелистыванию страниц книги. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа и слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

№3 «Кто как разговаривает»

Цель: формировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает её детёныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

№4 «Картинки-загадки»

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядное пособие: карточки с изображением различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

№5 «Шаги»

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

№6 «Предлоги»

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядное пособие: одноразовая картонная тарелка и кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумывать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

№7 «Похожие слова»

Цель: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболееточные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

· Наш котенок веселый (Забавный, смешной, потешный, комичный)

· Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная)

· Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый)

· Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

№8 «Слова»

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

№9 «Смысл слова»

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «мяч», «шляпа», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «лопата», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

№10 «Закончи предложение»

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Описание: предложить детям закончить предложения:

Мама положила хлеб…куда? ( В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? ( В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? ( В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? ( В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

свернуть

Использование элементов логоритмики для развития речевых и неречевых процессов у дошкольников

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

 

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

  1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
  2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.
  3. Речевые игры перед едой.
  4. Логоритмические паузы на занятиях.
  5. Динамические паузы между занятиями.
  6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
  7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  8. Подвижные игры с пением (на прогулке) .
  9. Игры малой подвижности (в группе) .
  10. Логоритмические досуги.

Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

свернуть

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
развернуть

Различные по степени отклонения от возрастных норм развития речи ребенка – дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредственно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

  • отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам  биологический субстрат, изменяя ход речевого развития.  Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст.  В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: стоматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации  (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.

Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

 

 

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

  • Нарушение слоговой структуры слова.

  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова.

  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.

  • Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.)

  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.

  • Бедность выразительных средств устной речи.

  • Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Все возрастные неправильные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.  Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»; «Давайте наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребёнком.

Подобная манера общения не только стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Воспитатели детского сада должны  руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов, необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

 Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, пчелы, р – работа моторы самолета, автомобиля, ш – шипение сердитого гуся и т.п.).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са – хитрая лиса»; «Ра, ра, ра – высокая гора»; «Ку, ку, ку  — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лощадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы;  тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Выделяют три критические периода в развитии речевой функции.

Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока,  критическим периодом ее развития считается возраст ребёнка 14-18 месяцев. Любые незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма,  внимания, памяти, произвольности  и т.д.).

Возникающая некоторая рассогласованность центральной нервной системы, в нейроэндокринной регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций, которые иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволютивное заикание».

Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в повседневной работе.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетической ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.п.

Различные по степени отклонения от возрастных норм развития речи ребенка – дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредственно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

  • отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам  биологический субстрат, изменяя ход речевого развития.  Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст.  В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: стоматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации  (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.

Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

 

 

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

  • Нарушение слоговой структуры слова.

  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова.

  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.

  • Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.)

  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.

  • Бедность выразительных средств устной речи.

  • Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Все возрастные неправильные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.  Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»; «Давайте наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребёнком.

Подобная манера общения не только стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Воспитатели детского сада должны  руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов, необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

 Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, пчелы, р – работа моторы самолета, автомобиля, ш – шипение сердитого гуся и т.п.).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са – хитрая лиса»; «Ра, ра, ра – высокая гора»; «Ку, ку, ку  — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лощадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы;  тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Выделяют три критические периода в развитии речевой функции.

Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока,  критическим периодом ее развития считается возраст ребёнка 14-18 месяцев. Любые незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма,  внимания, памяти, произвольности  и т.д.).

Возникающая некоторая рассогласованность центральной нервной системы, в нейроэндокринной регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций, которые иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволютивное заикание».

Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в повседневной работе.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетической ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.п.

свернуть

Значение артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук для развития дошкольника

У детей дошкольного возраста в разной степени может проявляться несформированность тонких движений кистей и пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации (например, при застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков), затрудненной манипуляции  мелкими предметами, недостаточном овладении навыками самообслуживания

Научные исследования показали, что в головном мозге человека центры,  отвечающие за двигательную сферу и речевое развитие, расположены близко  друг к другу. При стимуляции одного из этих центров, активизируется и другой. В результате деятельность речевых зон становится более согласованной, речь – четкой, выразительной, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми действиями.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук, разминание и поглаживание каждого пальчика. Уже в 10-ти месячном возрасте проводят активные упражнения для пальцев рук: катание шариков из пластилина, конструирование из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание карандашей, пуговиц, мелких предметов.

В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: расстегивание — расстегивание пуговиц, завязывание – развязывание шнурков. Очень хорошую тренировку для развития движений пальцев рук дают народные игры-потешки: «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т.д. Для того чтобыкисти рук и пальцы приобрели хорошую подвижность и гибкость, детям предлагаются игры с водой разной температуры, с тестом, песком; рисование пальчиком и ладошкой; перекладывание и сортировка мелких предметов указательным типом хватания ( указательным и большим пальцами).

Для укрепления кистей рук, развития координации и переключаемости движений пальцев рук детям дошкольного возраста предлагаются: пальчиковая гимнастика, графические упражнения, упражнения с предметами.

Что же происходит,  когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых звуков, что стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет четкой, ритмичной, яркой.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развиваются воображение и фантазия (он может «рассказывать руками» целые истории).
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые упражнения разделены на 3 группы:

  1. Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность, учат напрягать, расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое («кошкины лапки», «моем руки», «печем блины», «шарик», «лодочка», «цветок»).
  2. Статические упражнения для пальцев совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более дифференцированных движений («зайка», «котик», «очки», «коза», «человечек»).
  3. Динамические упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением учат сгибать-разгибать пальцы, развивают умения координировать движения с речью («семья», «домик», «пальчики ложатся спать», «мальчик-пальчик, где ты был?», «заводные машинки», «братья-ленивцы», «перетяжки».

Когда пальчиковые упражнения будут хорошо знакомы можно выполнять следующие игровые задания:

  1. запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции: коза-улитка, заяц-коза-бык, кулак-ладонь-ребро;
  2. «рассказывать руками» маленькие истории, сказки;

Помимо игр и упражнений, развивающих ручной праксис ,хорощо проводить пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа:

-«разминаем пальчики»- проговаривание слогов с одновременным разминанием подушечек пальцев, разминанием пальца от основания до подушечки;

-пальцы двигаются между пальцами ( ши-ши-ши-зашуршали камыши);

-катание карандаша, мяча, грецких орехов, каштанов по столу, между ладошками.

Эти пальчиковые игры и упражнения можно использовать при автоматизации звуков в слогах, словах, стихах.

Для формирования графических умений детям предлагаются игры и упражнения: обводка по трафарету, по контуру;штрихование предметов с разным направлением линий; выполнение движений рукой на бумаге («каляки-маляки»,»клубок», «спираль») и в воздухе (геометрические фигуры, буквы); изображение ломанных, волнистых, вертикальных, горизонтальных  линий;дорисовывание предметов по опорным точкам, по пунктирным линиям.

Для  укрепления пальцевой мускулатуры, развития мыслительных операций, произвольного внимания детям предлагаются упражнения с предметами: шнуровка, наматывание ниток в клубки, нанизывание бус, волчки, выкладывание фигур из палочек, работа с пластилином, тестом, песком, глиной, бумагой (скатывание комочков, отрывание кусочков), ножницами, карандашами, мозаикой, со строительным, природным материалом (выкладывание букв, геометрических форм), конструктором.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М.М. Кольцова и др.). Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Четкие, координированные движения органов артикуляционного аппарата способствуют правильному формированию звукопроизношения у детей. Нужно уделять внимание качеству артикуляционных движений, развитию точности, силы, темпа, четкости, переключаемости. Для развития правильной артикуляции дошкольников рекомендуется использовать следующие упражнения:

  1. статические упражнения- «Лягушка», «Блинчик», «Чашечка», «Иголка», «Грибок».
  2. динамические упражнения- «Часики», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Дятел».

Некоторые из упражнений содержат в себе элементы самомассажа языка («Расческа», «Месим тесто»), психогимнастики («Веселая лошадка», «Злой жук»), которые также способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры. Благодаря включению этих элементов, мимика детей становится выразительнее, а речь- эмоцианальнее.

Использование игровых приемов во время артикуляционной гимнастики одновременно с артикуляционной моторикой развивать у детей такие психические процессы, как зрительное восприятие, внимание, память. Артикуляционные картинки- символы предполагают проведение гимнастики в занимательной, игровой форме и вызывают у детей положительный эмоцианальный отклик. Комплексы артикуляционных упражнений представляются детям в виде сказки, веселых историй о язычке, театра пальчиков и языка.

Все специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, учитель- дефектолог, музыкальные и физкультурные руководители на групповых занятиях и во время индивидуальной работы уделяют внимание моторному развитию детей: нормализации мышечного тонуса, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательностивыполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.

Литература:

 

1.Щерба Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Мозырь 2016.

2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Н.1995.

  1. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Р. 2002

4.Поваляева М.А. Сказки о веселом язычке. Р. 2003.

  1. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. М. 2009.
свернуть

Наши новости

Все новости