Познавательно-практическое развитие

«Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

Консультации для родителей
развернуть

=

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,
Лев Семёнович Выгодский.



Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:
учимся видеть проблемы;
учимся выдвигать гипотезы;
учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

свернуть

«Развитие любознательности у дошкольников»

Консультация для родителей
развернуть

Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения.

С возрастом наше стремление узнавать не только не отмирает, но и позволяет нам жить более насыщенной и счастливой жизнью. Учёные давно доказали, что люди, которых тянет к новым знаниям чувствуют себя счастливее и отличаются лучшим самочувствием. Именно поэтому перед родителями встаёт очень важная задача – поддерживать природное любопытство своих детей и не давать ему угаснуть в старшем возрасте.

Любознательность – это уникальное качество, которое не нужно развивать, так как малыш уже рождается с ним. Однако, по многим причинам любопытствомаленького человека может угасать, самым опасным этапом здесь становитсядошкольный и школьный возраст. Как сохранить детскую любознательность и тягу к неизведанному? Как помочь детям стать настойчивее и успешнее на пути познания этого мира?

Родители могут поддерживать любопытствосвоих детей как минимум тремя способами: давать исчерпывающие ответы на их вопросы, быть примером для малыша и быть готовым докопаться до истины.

Давайте детям развернутые ответы

Малыши очень чувствительны к ответам, которые им дают родители, и настрою, с которым эти ответы даются. Если ответ удовлетворил малыша, ждите, что появятся новые вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Если же ответ не был понят или был недостаточно полным, то ребенок будет задавать тот же вопрос снова и снова, но в какой-то момент малыш может просто перестать спрашивать, его любопытство угаснет.

Будьте примером для ребенка

Известное высказывание говорит: «Не воспитывайте детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Интересуйтесь окружающим миром вместе, задавайте вопросы вслух, не забывайте о саморазвитии. Если уродителей нет времени удивляться этому миру, то и ребенок быстро утратит познавательный интерес.

Докопайтесь до истины вместе

Часто родители очень боятся, что в какой-то момент ребенок задаст вопрос, на который они не знают ответа. Многие мамы говорят, что не хотят показаться глупыми или несообразительными. Именно поэтому часто вместо того,чтобы честно сказать«Я не знаю»,мы говорим«По качану и по капусте» или вспоминаем любопытную Варвару. Вы покажете гораздо лучший пример, если честно скажете, что не знаете ответа, но готовы помочь в поиске нужной информации. Ставьте вместе опыты, ищите факты в энциклопедиях, задавайте вопросы специалистам. Если вы будете честны и открыты со своими детьми, вас никогда не напугают их вопросы, какими бы сложными они ни были.

Так, когда ребенок задаёт вопрос «Почему тает лёд?»,можно просто отмахнуться фразой«Потому что температура снаружи выше, чем в холодильнике», а можно не только навести на идею о разнице температур, но и предложить проверить будет ли он таять одинаково быстро на блюдце, в руке и в горячей воде, подводя к идее о температуре плавления и стимулируя ребенка задавать ещё больше вопросов.

Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения.

С возрастом наше стремление узнавать не только не отмирает, но и позволяет нам жить более насыщенной и счастливой жизнью. Учёные давно доказали, что люди, которых тянет к новым знаниям чувствуют себя счастливее и отличаются лучшим самочувствием. Именно поэтому перед родителями встаёт очень важная задача – поддерживать природное любопытство своих детей и не давать ему угаснуть в старшем возрасте.

Любознательность – это уникальное качество, которое не нужно развивать, так как малыш уже рождается с ним. Однако, по многим причинам любопытствомаленького человека может угасать, самым опасным этапом здесь становитсядошкольный и школьный возраст. Как сохранить детскую любознательность и тягу к неизведанному? Как помочь детям стать настойчивее и успешнее на пути познания этого мира?

Родители могут поддерживать любопытствосвоих детей как минимум тремя способами: давать исчерпывающие ответы на их вопросы, быть примером для малыша и быть готовым докопаться до истины.

Давайте детям развернутые ответы

Малыши очень чувствительны к ответам, которые им дают родители, и настрою, с которым эти ответы даются. Если ответ удовлетворил малыша, ждите, что появятся новые вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Если же ответ не был понят или был недостаточно полным, то ребенок будет задавать тот же вопрос снова и снова, но в какой-то момент малыш может просто перестать спрашивать, его любопытство угаснет.

Будьте примером для ребенка

Известное высказывание говорит: «Не воспитывайте детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Интересуйтесь окружающим миром вместе, задавайте вопросы вслух, не забывайте о саморазвитии. Если уродителей нет времени удивляться этому миру, то и ребенок быстро утратит познавательный интерес.

Докопайтесь до истины вместе

Часто родители очень боятся, что в какой-то момент ребенок задаст вопрос, на который они не знают ответа. Многие мамы говорят, что не хотят показаться глупыми или несообразительными. Именно поэтому часто вместо того,чтобы честно сказать«Я не знаю»,мы говорим«По качану и по капусте» или вспоминаем любопытную Варвару. Вы покажете гораздо лучший пример, если честно скажете, что не знаете ответа, но готовы помочь в поиске нужной информации. Ставьте вместе опыты, ищите факты в энциклопедиях, задавайте вопросы специалистам. Если вы будете честны и открыты со своими детьми, вас никогда не напугают их вопросы, какими бы сложными они ни были.

Так, когда ребенок задаёт вопрос «Почему тает лёд?»,можно просто отмахнуться фразой«Потому что температура снаружи выше, чем в холодильнике», а можно не только навести на идею о разнице температур, но и предложить проверить будет ли он таять одинаково быстро на блюдце, в руке и в горячей воде, подводя к идее о температуре плавления и стимулируя ребенка задавать ещё больше вопросов.

 

свернуть

"Познавательное развитие дошкольников"

Консультация для родителей
развернуть

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой  ребенок появляется на свет с врожденной познавательным интересом, который помогает ему привыкнуть к новым условиям своей жизни. Постепенно этот познавательный интерес перерастает в познавательную активность – где дети и начинают свой опыт по познанию всего неизвестного. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельностиРазвитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первого представления о мире. Образ мира формируется в процессе развития:

познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на путипознания мир);

отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу родителей со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично.А у детей все наоборот: отношение первично, информация на втором месте. Именно, поэтому начиная работу по познавательному развитию детей, мы должны помнить возрастные особенности детей.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон. Его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция " исправляем - помогаем (кто-то расстроился - утешаем, что-то сломалось - ремонтируем, что-то требуется - делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательнойактивности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы" детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.Здесь выделяется два этапа: 1 этап - педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап - педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно,но необходимо учитывать некоторые условия: - предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; - детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; - отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; - рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя.

В средней группе вводится и закрепляется понятие "последовательность". показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно(знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов(бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов ("Лес", "Улица", "Река", "Озеро" и т. п.).Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап - воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места(почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости(низкие температуры, лед и снег); 2 этап - заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап - включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка "Моя коллекция", в которой участвуют сотрудники д/с,родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями,собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: - через действия, через собственный практический опыт; - посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; - благодаря книгам и телепередачам спознавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов и родителей состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим", климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле"). Очень серьезная тема "время", т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа:царство растений и царство животных: царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс,а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни".В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: - беседы с детьми на познавательные темы; - разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; - просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; - своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг".

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание - это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная и др.).

 

свернуть

Наши новости

Все новости