Учитель-дефектолог
Значение развития речи ребенка для социализации в обществе
Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. За счет умения говорить, ребенок получает возможность общения с окружающими людьми. Благодаря родному языку, ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Как правило, к пяти годам ребенок активно вступает в социальные взаимоотношения с окружающими людьми. Умение общаться с окружающими является необходимым условием личностного и социального развития ребенка. Если к этому возрасту дошкольник плохо говорит, он способен осознать свой недостаток и становится молчаливым, застенчивым. Любые проблемы в развитие речи ребенка неблагоприятно влияют на его деятельность и поведение, а значит и на процесс формирования личности.
Ребенок, взаимодействуя с окружающими, пользуется полученными ранее навыками общения, развиваются навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, ребенок развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.
Важность роли семьи процессе социализации ребенка переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с дошкольником влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы. Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Ребенок, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным. Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.
Речевые игры для детей средних групп
№1 «Какой он?»
Цель: учить активно описывать признаки предметов.
Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т.д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок объяснит сходство и различие предметов, а также их назначение.
№2 «Что ты слышишь?»
Цель: развивать слух, способность к распознанию речевых и неречевых звуков.
Игровой материал и наглядное пособие: музыкальные инструменты (дудочка, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.
Описание: воспитатель сажает ребенка на стул к себе спиной: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: к бумаге, фольге, перелистыванию страниц книги. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа и слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.
№3 «Кто как разговаривает»
Цель: формировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).
Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает её детёныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.
№4 «Картинки-загадки»
Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Игровой материал и наглядное пособие: карточки с изображением различных предметов.
Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.
№5 «Шаги»
Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.
Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.
Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.
№6 «Предлоги»
Цель: закреплять навыки владения предлогами.
Игровой материал и наглядное пособие: одноразовая картонная тарелка и кубик.
Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумывать предложение. Пусть сначала оно будет простым.
№7 «Похожие слова»
Цель: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболееточные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.
Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
· Наш котенок веселый (Забавный, смешной, потешный, комичный)
· Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная)
· Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый)
· Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
№8 «Слова»
Цель: расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.
№9 «Смысл слова»
Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «мяч», «шляпа», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «лопата», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.
№10 «Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Описание: предложить детям закончить предложения:
Мама положила хлеб…куда? ( В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? ( В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? ( В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? ( В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
Использование элементов логоритмики для развития речевых и неречевых процессов у дошкольников
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- формирование артикуляционной базы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
- развитие коммуникативных качеств.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.
- Речевые игры перед едой.
- Логоритмические паузы на занятиях.
- Динамические паузы между занятиями.
- Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
- Подвижные игры с пением (на прогулке) .
- Игры малой подвижности (в группе) .
- Логоритмические досуги.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Различные по степени отклонения от возрастных норм развития речи ребенка – дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредственно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
-
недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
-
отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: стоматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.
Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.
Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
-
Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
-
Нарушение слоговой структуры слова.
-
Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова.
-
Неправильное грамматическое оформление высказывания.
-
Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.)
-
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
-
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.
-
Бедность выразительных средств устной речи.
-
Нарушение общения.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Все возрастные неправильные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»; «Давайте наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребёнком.
Подобная манера общения не только стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов, необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, пчелы, р – работа моторы самолета, автомобиля, ш – шипение сердитого гуся и т.п.).
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са – хитрая лиса»; «Ра, ра, ра – высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лощадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Выделяют три критические периода в развитии речевой функции.
Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребёнка 14-18 месяцев. Любые незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.).
Возникающая некоторая рассогласованность центральной нервной системы, в нейроэндокринной регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций, которые иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволютивное заикание».
Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в повседневной работе.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетической ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.п.
Различные по степени отклонения от возрастных норм развития речи ребенка – дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредственно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
-
недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
-
отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: стоматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.
Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.
Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
-
Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
-
Нарушение слоговой структуры слова.
-
Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова.
-
Неправильное грамматическое оформление высказывания.
-
Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.)
-
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
-
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.
-
Бедность выразительных средств устной речи.
-
Нарушение общения.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Все возрастные неправильные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»; «Давайте наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребёнком.
Подобная манера общения не только стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов, необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, пчелы, р – работа моторы самолета, автомобиля, ш – шипение сердитого гуся и т.п.).
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са – хитрая лиса»; «Ра, ра, ра – высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лощадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Выделяют три критические периода в развитии речевой функции.
Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребёнка 14-18 месяцев. Любые незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.).
Возникающая некоторая рассогласованность центральной нервной системы, в нейроэндокринной регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций, которые иногда обозначаются как эволютивные, т.е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволютивное заикание».
Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в повседневной работе.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетической ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.п.
Значение артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук для развития дошкольника
У детей дошкольного возраста в разной степени может проявляться несформированность тонких движений кистей и пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации (например, при застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков), затрудненной манипуляции мелкими предметами, недостаточном овладении навыками самообслуживания
Научные исследования показали, что в головном мозге человека центры, отвечающие за двигательную сферу и речевое развитие, расположены близко друг к другу. При стимуляции одного из этих центров, активизируется и другой. В результате деятельность речевых зон становится более согласованной, речь – четкой, выразительной, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми действиями.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук, разминание и поглаживание каждого пальчика. Уже в 10-ти месячном возрасте проводят активные упражнения для пальцев рук: катание шариков из пластилина, конструирование из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание карандашей, пуговиц, мелких предметов.
В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: расстегивание — расстегивание пуговиц, завязывание – развязывание шнурков. Очень хорошую тренировку для развития движений пальцев рук дают народные игры-потешки: «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т.д. Для того чтобыкисти рук и пальцы приобрели хорошую подвижность и гибкость, детям предлагаются игры с водой разной температуры, с тестом, песком; рисование пальчиком и ладошкой; перекладывание и сортировка мелких предметов указательным типом хватания ( указательным и большим пальцами).
Для укрепления кистей рук, развития координации и переключаемости движений пальцев рук детям дошкольного возраста предлагаются: пальчиковая гимнастика, графические упражнения, упражнения с предметами.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых звуков, что стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Малыш учится концентрировать свое внимание.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет четкой, ритмичной, яркой.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются воображение и фантазия (он может «рассказывать руками» целые истории).
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые упражнения разделены на 3 группы:
- Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность, учат напрягать, расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое («кошкины лапки», «моем руки», «печем блины», «шарик», «лодочка», «цветок»).
- Статические упражнения для пальцев совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более дифференцированных движений («зайка», «котик», «очки», «коза», «человечек»).
- Динамические упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением учат сгибать-разгибать пальцы, развивают умения координировать движения с речью («семья», «домик», «пальчики ложатся спать», «мальчик-пальчик, где ты был?», «заводные машинки», «братья-ленивцы», «перетяжки».
Когда пальчиковые упражнения будут хорошо знакомы можно выполнять следующие игровые задания:
- запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции: коза-улитка, заяц-коза-бык, кулак-ладонь-ребро;
- «рассказывать руками» маленькие истории, сказки;
Помимо игр и упражнений, развивающих ручной праксис ,хорощо проводить пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа:
-«разминаем пальчики»- проговаривание слогов с одновременным разминанием подушечек пальцев, разминанием пальца от основания до подушечки;
-пальцы двигаются между пальцами ( ши-ши-ши-зашуршали камыши);
-катание карандаша, мяча, грецких орехов, каштанов по столу, между ладошками.
Эти пальчиковые игры и упражнения можно использовать при автоматизации звуков в слогах, словах, стихах.
Для формирования графических умений детям предлагаются игры и упражнения: обводка по трафарету, по контуру;штрихование предметов с разным направлением линий; выполнение движений рукой на бумаге («каляки-маляки»,»клубок», «спираль») и в воздухе (геометрические фигуры, буквы); изображение ломанных, волнистых, вертикальных, горизонтальных линий;дорисовывание предметов по опорным точкам, по пунктирным линиям.
Для укрепления пальцевой мускулатуры, развития мыслительных операций, произвольного внимания детям предлагаются упражнения с предметами: шнуровка, наматывание ниток в клубки, нанизывание бус, волчки, выкладывание фигур из палочек, работа с пластилином, тестом, песком, глиной, бумагой (скатывание комочков, отрывание кусочков), ножницами, карандашами, мозаикой, со строительным, природным материалом (выкладывание букв, геометрических форм), конструктором.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М.М. Кольцова и др.). Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Четкие, координированные движения органов артикуляционного аппарата способствуют правильному формированию звукопроизношения у детей. Нужно уделять внимание качеству артикуляционных движений, развитию точности, силы, темпа, четкости, переключаемости. Для развития правильной артикуляции дошкольников рекомендуется использовать следующие упражнения:
- статические упражнения- «Лягушка», «Блинчик», «Чашечка», «Иголка», «Грибок».
- динамические упражнения- «Часики», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Дятел».
Некоторые из упражнений содержат в себе элементы самомассажа языка («Расческа», «Месим тесто»), психогимнастики («Веселая лошадка», «Злой жук»), которые также способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры. Благодаря включению этих элементов, мимика детей становится выразительнее, а речь- эмоцианальнее.
Использование игровых приемов во время артикуляционной гимнастики одновременно с артикуляционной моторикой развивать у детей такие психические процессы, как зрительное восприятие, внимание, память. Артикуляционные картинки- символы предполагают проведение гимнастики в занимательной, игровой форме и вызывают у детей положительный эмоцианальный отклик. Комплексы артикуляционных упражнений представляются детям в виде сказки, веселых историй о язычке, театра пальчиков и языка.
Все специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, учитель- дефектолог, музыкальные и физкультурные руководители на групповых занятиях и во время индивидуальной работы уделяют внимание моторному развитию детей: нормализации мышечного тонуса, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательностивыполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.
Литература:
1.Щерба Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Мозырь 2016.
2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Н.1995.
- Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Р. 2002
4.Поваляева М.А. Сказки о веселом язычке. Р. 2003.
- Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. М. 2009.