Нормативно-правовая документация
ИНСТРУКЦИЯ о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
20.09.2022 № 328
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи
- Настоящая Инструкция определяет порядок социально-педагогической поддержки обучающихся учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) (далее – учреждения образования) и оказания им психологической помощи.
- Социально-педагогическую поддержку обучающихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
- В своей деятельности педагог социальный и педагог-психолог (далее – специалисты) руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», настоящей Инструкцией, иными актами законодательства.
- Задачами деятельности специалистов являются:
защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования,
содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся
учреждения образования; организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации; участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка; участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни,
выполнению социальных ролей гражданина, семьянина; разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития,
воспитания, обучения и социализации обучающихся; предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни; повышение психологической и правовой культуры участников образовательного
процесса.
- Принципы деятельности специалистов:
законность;
уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи; обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи для всех обучающихся;
конфиденциальность;
научная обоснованность;
профессионализм.
- Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося.
- Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
- Деятельность по оказанию психологической помощи осуществляется педагогом психологом в отдельном рабочем кабинете.
- Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи может носить индивидуальный и (или) групповой характер.
- Специалисты в пределах своей компетенции имеют право:
определять актуальные направления, задачи и объем осуществляемой деятельности;
выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
инициировать направление в установленном порядке запросов и ходатайств учреждения образования в целях получения необходимой информации для обеспечения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи обучающимся;
посещать уроки, занятия, иные образовательные мероприятия;
вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, педагогических работников предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса.
- Специалисты обеспечивают:
рассмотрение вопросов и принятие решений в пределах компетенции и должностной инструкции;
повышение своего профессионального уровня, прохождение аттестации;
ведение документации по направлениям профессиональной деятельности в соответствии с актами законодательства.
- Информация об организации и содержании деятельности специалистов размещается на информационных стендах учреждения образования, на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Документация специалистов включает:
планы работы на полугодие (учебную четверть); графики работы;
социально-педагогическую характеристику учреждения образования;
материалы по организации социально-педагогической поддержки обучающихся и оказанию им психологической помощи; отчеты о работе специалистов за год;
журнал учета консультаций педагога-психолога; журнал учета консультаций педагога социального; номенклатуру дел.
- Специалисты работают во взаимодействии по принципу интеграции работы по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи.
Общее руководство деятельностью специалистов осуществляет руководитель учреждения образования либо заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения учреждения образования, курирующие данное направление работы.
По решению учредителя либо уполномоченного им органа в учреждении образования может быть создана социально-педагогическая и психологическая служба, в состав которой могут входить специалисты, иные педагогические работники. Положение о социально-педагогической и психологической службе утверждается руководителем учреждения образования.
- Деятельность учреждений образования по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи координируют структурные подразделения областных, районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, социально-педагогические центры.
- В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при отсутствии в учреждении образования штатной единицы педагога-психолога по решению структурного подразделения областного, районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, оказание обучающимся психологической помощи осуществляется социально-педагогическим центром.
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»
Закон Республики Беларусь № 153-З от 1 июля 2010 года
Об оказании психологической помощи
Принят Палатой представителей 4 июня 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при ее получении.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию;
психологическая проблема – состояние душевного дискомфорта гражданина, вызванное неудовлетворенностью собой, своей профессиональной деятельностью, межличностными отношениями, обстановкой в семье и (или) другими проблемами личной жизни;
кризисная ситуация – условия и (или) факторы, приводящие к жизненным изменениям и возникновению психологических проблем, с которыми гражданин не может справиться привычными для него способами;
кризисное вмешательство – безотлагательное оказание психологической помощи.
Статья 2. Законодательство в сфере оказания психологической помощи
Законодательство в сфере оказания психологической помощи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи
Субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи, являются организации и индивидуальные предприниматели.
Статья 4. Психолог. Требования, предъявляемые к психологу
Психолог – лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей статьей. При осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи, требующей получения соответствующего специального разрешения (лицензии), психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании.
Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи.
Психологом может быть лицо:
имеющее высшее психологическое образование;
имеющее высшее медицинское образование с квалификацией врач-психолог, медицинский психолог, клинический психолог;
имеющее высшее педагогическое образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования;
имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;
прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности практическая психология, медицинская психология, психология.
Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, имеет право на оказание психологической помощи при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, которые:
имеют судимость за совершение умышленного преступления против человека;
ранее выполняли воспитательные функции и были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы;
состоят на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах.
Статья 5. Виды психологической помощи
К видам психологической помощи относятся:
психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;
психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 6. Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи
Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи
Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере оказания психологической помощи, координирует деятельность государственных органов в данной сфере, определяет в части, не урегулированной настоящим Законом и иными законодательными актами, порядок и условия оказания психологической помощи.
Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в сфере оказания психологической помощи
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:
проводит государственную политику, за исключением государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;
осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию психологической помощи;
вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;
осуществляет совместно с Министерством образования Республики Беларусь методологическое руководство;
развивает международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Министерство образования Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:
проводит государственную политику в системе образования;
вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;
осуществляет совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь методологическое руководство;
осуществляет методологическое руководство в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;
развивает международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Иные государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, реализуют государственную политику в сфере оказания психологической помощи в пределах своих полномочий.
Статья 10. Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи
В целях обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создается Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи.
Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи является консультативным органом. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 11. Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи
Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.
ГЛАВА 3. ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 12. Организация оказания психологической помощи
Оказание психологической помощи осуществляется на основании методов и методик, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Порядок и условия применения методов и методик оказания психологической помощи определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 13. Цели оказания психологической помощи
Целями оказания психологической помощи являются:
предупреждение психологических проблем;
разрешение психологических проблем;
преодоление последствий кризисных ситуаций;
информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;
развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.
Статья 14. Принципы оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;
добровольности получения психологической помощи;
доступности получения психологической помощи;
конфиденциальности;
научной обоснованности;
профессионализма.
Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи
Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.
Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:
органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;
руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;
руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;
руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений;
научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.
Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.
Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.
Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16. Формы и способы оказания психологической помощи
Оказание психологической помощи может осуществляться в очной и заочной формах.
Очная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи без использования средств электросвязи.
Заочная форма оказания психологической помощи – оказание психологической помощи с использованием средств электросвязи.
Оказание психологической помощи гражданину осуществляется индивидуально или в составе группы.
Оказание психологической помощи гражданину (группе граждан) для преодоления последствий кризисных ситуаций может осуществляться путем кризисного вмешательства.
Статья 17. Порядок оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на безвозмездной или возмездной основе.
Оказание психологической помощи на безвозмездной основе обязаны обеспечивать:
государственные учреждения здравоохранения гражданам по месту их жительства (месту пребывания) либо пациентам – при оказании бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;
учреждения образования участникам образовательного процесса;
государственные организации, осуществляющие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь несовершеннолетним, содержащимся под стражей;
лечебно-трудовые профилактории гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях;
учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь осужденным, отбывающим наказание в таких учреждениях;
комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) образования областных, городских, районных исполнительных комитетов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, несовершеннолетним, находящимся на воспитании в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа, а также усыновленным несовершеннолетним по обращениям усыновителей;
государственные учреждения социального обслуживания малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам – на основании государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;
местные исполнительные и распорядительные органы лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, иного тяжкого или особо тяжкого преступления;
государственные органы, иные государственные организации при осуществлении ими деятельности по оказанию психологической помощи для выполнения целей и задач, возложенных на них законодательством.
Психологическая помощь исключительно на безвозмездной основе оказывается:
организациями своим работникам;
с использованием средств электросвязи;
несовершеннолетним в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 настоящего Закона.
Психологическая помощь на возмездной основе может оказываться организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
Оказание психологической помощи на возмездной основе осуществляется на основании письменных договоров об оказании психологической помощи, за исключением психологической помощи, оказываемой анонимно. К договору об оказании психологической помощи применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.
Психологическая помощь может оказываться анонимно на возмездной или безвозмездной основе. Анонимно психологическая помощь оказывается по желанию гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи. На гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи анонимно, оформляется специальная карта, в которой указываются названные гражданином фамилия, возраст и место жительства (место пребывания), без предъявления документа, удостоверяющего личность. Документами, подтверждающими факт оплаты услуг при оказании психологической помощи анонимно на возмездной основе, являются кассовый чек или иной документ, предусмотренный законодательством.
Статья 18. Условия оказания психологической помощи
Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:
при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;
несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Статья 19. Права и обязанности граждан при оказании им психологической помощи
Граждане при оказании им психологической помощи имеют право на:
уважительное и гуманное отношение;
получение психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, имущественного положения, религиозных убеждений и других обстоятельств;
выбор психолога, формы и способа оказания психологической помощи;
сохранение профессиональной тайны с учетом требований настоящего Закона;
отказ на любой стадии от оказания психологической помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психологической помощи;
получение выписок из документации психолога об оказании им психологической помощи, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно;
возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие оказания психологической помощи, в том числе компенсацию морального вреда, в порядке, установленном законодательством;
иные права, предусмотренные законодательством.
Граждане при оказании им психологической помощи обязаны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним.
Статья 20. Права и обязанности психологов
Психологи имеют право на:
защиту своих профессиональных прав;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;
отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
иные права, предусмотренные законодательством.
Психологи обязаны:
квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;
уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;
сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона;
соблюдать нормы профессиональной этики;
выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Местным исполнительным и распорядительным органам в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 21, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Закон о правах ребёнка
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 ноября 1993 г. № 2570-XII
О правах ребенка
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 380) <V19600440>;
Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 440-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215) – новая редакция <H10000440>;
Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 298-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 107, 2/1047) <H10400298>;
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336) <H10700239>;
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 365-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1462) <H10800365>;
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 451-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 277, 2/1547) <H10800451>;
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1884) <H11100334>;
Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) <H11200376>;
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка
Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.
Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.
Статья 3. Государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений настоящего Закона
Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей.
Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка.
Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 4. Право на жизнь
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.
Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается.
Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.
Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 6. Равноправие детей
Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.
Статья 7. Право на гражданство
Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.
Статья 8. Право на достойный уровень жизни
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.
Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.
Статья 10. Право на определение отношения к религии
Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей (опекунов, попечителей), и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учреждений образования религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его права и законные интересы.
В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей (опекунов, попечителей).
Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли
Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.
Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Статья 12. Право на льготы по проезду
Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов
Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).
Юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.
Статья 14. Обязанности ребенка
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
ГЛАВА 2
РЕБЕНОК И СЕМЬЯ
Статья 15. Право на проживание в семье
Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.
Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.
Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей
Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
Статья 18. Право на жилище
Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Право на имущество
Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.
Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 20. Право на имя
Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 21. Социальная защита семьи государством
В целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство оказывает социальную помощь в виде государственных пособий и предоставляет льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка
Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных организаций и общественных объединений для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов, книг и иных печатных изданий, обеспечивается их доступность.
Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 23. Право на образование
Каждый ребенок имеет право на получение образования.
Детям гарантируется право на получение бесплатного образования на условиях и в порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.
Государство поощряет развитие таланта и получение образования.
Статья 24. Право на труд
Каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных и горных работах, список которых утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Статья 25. Право на отдых
Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор занятий во внеучебное время в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, других мест отдыха и укрепления здоровья детей, устанавливает для детей льготный порядок пользования услугами в сфере культуры и физкультурно-оздоровительными услугами.
Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 26. Право на свободу объединений
Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
Дети имеют право объединяться в детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не имеет целей насильственного изменения конституционного строя либо ведения пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Детским и молодежным общественным объединениям оказывается государственная поддержка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 27. Право на защиту чести и достоинства
Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.
Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять педагогическую деятельность, выполнять воспитательные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 1811, 182, 187, 343, 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством Республики Беларусь об образовании. Перечень должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, утверждается Правительством Республики Беларусь.
Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции
Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.
ГЛАВА 4
РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Статья 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.
Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.
В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.
Статья 30. Исключена.
Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития
Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.
Статья 32. Обеспечение безопасности детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство оказывает детям безвозмездную помощь, необходимую медицинскую помощь, принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества детей, в том числе меры по их воссоединению с семьей, эвакуации из страны (места) их пребывания.
Статья 33. Запрещение участия детей в военных действиях
Привлечение детей к участию в военных действиях или иное их использование в вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются.
Статья 34. Права детей-беженцев
Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание.
Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности
Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав детей при привлечении их к ответственности устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях
Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.
Обязательной целью содержания детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях является обеспечение реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения
Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.
ГЛАВА 5
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 38. Международные договоры
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 39. Международное сотрудничество
Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
Председатель Верховного Совета Республики Беларусь | С.Шушкевич |
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.
- Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделена соответствующими властными полномочиями.
- В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права.
- Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для использования некомпетентным лицам.
- Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку.
- Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить. Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
-
Нарушение положений этического Кодекса психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией психологической службы системы образования.