Будущему первокласснику

В государственном учреждении образования

«Детский сад №19 г. Жодино  «Пралеска»

в 2023/2024 учебном году

функционирует 5 групп старшего дошкольного возраста

 

Количественный состав –  80 воспитанников, из них 5-летнего возраста – 67 воспитанников, 6-летнего возраста – 13 воспитанников.

С воспитанниками старших групп работают воспитатели дошкольного образования:

Старшая группа №6 –    Антоник Нина Александровна

образование:  высшее, вторая квалификационная категория

                                         Игнатьева Наталья Юрьевна

образование:  среднее специальное, первая квалификационная категория;

Старшая  группа №13 – Бубелева Виктория Александровна

образование:  высшее, вторая квалификационная категория

 Старшая группа №9 - Обабко Кристина Викторовна

образование:  высшее, первая квалификационная категория;

Старшая группа  №11 – Ваймерт Наталья Александровна

образование: высшее, первая квалификационная категория

                                     Деревяжко Ольга Петровна

образование:  среднее специальное, первая квалификационная категория;

Старшая группа  №12 – Гаврильчик Анна Константиновна

образование: среднее специальное, без категории.

Из 80 воспитанников I группу здоровья имеют 9 воспитанников,  II – 65 воспитанников, III  – 4 воспитанника, IV – 2 воспитанника.

Показатели охвата детей 5-6 летнего возраста дополнительными образовательными услугами по подготовке детей к школе (вне дошкольного учреждения) составляет 100%.

Посещение открытых уроков в ГУО "СШ №5 г.Жодино"

Посещение Гимназии №1 г.Жодино

Воспитатели ДУ совместно с заместителем заведующего по основной деятельности посетили семинар-практикум "Адаптация детей к школе" в ГУО "Гимназия №1" г.Жодино , а также открытые уроки в первых классах. Воспитатели увидели своих выпускников в роли учеников.

свернуть

Перечень территорий микрорайонов г. Жодино, закреплённых за учреждениями общего среднего образования

УТВЕРЖДЕНО

Решение

Жодинского городского

исполнительного комитета

18.03. 2021 г. № 381           

 

Перечень территорий микрорайонов г. Жодино, закреплённых за учреждениями общего среднего образования

 

п/п

Учреждение образования

Микрорайон

1

Государственное учреждение образования

«Детский сад – средняя школа №1 им. П.Куприянова г. Жодино»

улицы: Береговая, Богуслав Поле, Восточная, Железнодорожная, Жодинская, Зелёная, Калинина, Кирова, Клубная, Комсомольская, Коммунальная, Крылова, Куприянова, Ломоносова, Московская, Набережная, Октябрьская, Парниковая, Партизанская, Первомайская, Пионерская, Плисская, Полевая, Речная, Садовая, Совхозная, Спортивная, Станционная, Труда, Цветочная, Школьная, Янтарная;

переулки: Береговой, Железнодорожный, Комсомольский, Московский, 1-4 Московский, Парниковый, Первомайский, Подосовский, Строительный, Цветочный

2

Государственное учреждение образования

«Средняя школа

№ 2 г. Жодино»

проспект Мира (дома №3, 9а, 11, 13, 13а, 15, 17, 19, 23, 25, 27);

улицы: Брестская, Деревянко, Дымковская, Лебедевского, Надежденская, Приборская, Сырокваша;

40 лет Октября (дома №№ 1, 3, 19);

50 лет Октября (дома №№ 1а, 3, 5);

переулки: Надежденский, Молодёжный

3

Государственное учреждение образования

«Средняя школа

№ 4 г. Жодино»

проспект: Мира (дома №№ 4, 6, 8, 10, 12, 14, 14а, 16, 16а, 18, 22, 24,);

улицы: Рокоссовского (дома №№ 18, 28, 30, 32);

40 лет Октября (дома №№ 31, 35, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57);

50 лет Октября (дома №№ 4, 6, 8, 8а, 8б, 10, 12, 14);

переулок Автозаводской

4

Государственное учреждение образования

«Средняя школа 

№ 5 г. Жодино»

проспекты: Ленина (дома №№ 3/1, 5, 5/1, 5/2, 7, 8, 10, 11, 13/1, 13/3, 13а, 14а, 15, 15/1, 16, 17, 17/1, 19, 21, 21/1);

Рокоссовского (дома №10, 12, 14, 20, 22, 24, 26, 34, 36);

Франциска Скорины;

улицы: Гагарина (дома №№ 2, 4, 4а, 6, 8, 8а, 10, 12, 14, 18, 22);

Логойская (дома №№ 19, 19 а);

50 лет Октября (дома №№ 21, 23, 25, 27, 29, 29а, 31, 31а, 33)

5

Государственное учреждение образования

«Средняя школа

№ 6 г. Жодино»

проспект Мира (дома №№17а, 26, 28, 28а, 29, 30, 32, 34, 34а, 36, 40, 42);

улицы: Гагарина (дома №№1, 5, 7, 7а, 9, 11, 11а);

ул. 50 лет Октября (дома №№ 9, 11, 13, 15, 17а, 17б, 17в, 19а, 19б);

8 Марта (дома №№ 2, 2/2, 3, 3/1, 3/2, 3/3, 4, 5, 5/1, 6, 7, 10, 12, 12а, 16, 18, 20, 22);

Сухогрядская;

Логойская, 21

6

Государственное учреждение образования

«Средняя школа

№ 8 г. Жодино»

проспект Венисье;

улицы: Альпийская, Белолужская, Белорусская, Березинская, Берёзовая, Боровая, Будаговская, Вилейская, Виноградная, Витебская, Днепровская, Загородная, Земледельческая, Земляничная, Калиновского, Коллективная, Кривичская, Лесная, 2-я Лесная, 3-я Лесная, Лесопарковая, Логойская (дома №№ 1-17, 17а), Магистральная, Малая, Минская, Мирная, Мядельская, Нарочанская, Научная, Нёманская, Новая, Островского, Подлесная, Полярная, Пуховичская, Родниковая, Рождественская, Светлая, Северная, Слуцкая, Смолевичская, Солигорская, Тимирязева, Тихая, Фруктовая, Хвойная, Холмистая, Чайковского, Чернышевского, Чехова, Широкая, Энергетиков, Ясная;

переулки: Белолужский, 1-2 Березинский, Борисовский, Боровой, Будаговский, 1-2 Будаговский, Виноградный, Витебский, Вилейский, Кольцевой, Лесной,  1-2  Лесопарковый, Майский, Минский, Мирный, Мицкевича, 1-3 Научный, Островского, 1-2 Окружной, 1-4 Подлесный, 2-3 Рождественский, Северный, Смолевичский, Фруктовый, 2-3 Фруктовый, Чехова, Ясный;

проезды: Боровой, Магистральный, Окружной

7

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Жодино»

улицы:

Армейская, Автомобилистов, Бажора, Борисовская, Брусничная, Вишнёвая, Высокая, Максима Горького, Дорожная, Дружная, Дуговая, Жасминовая, Западная, Запрудная, Заречанская, Заречная, Зеленоборская, Красная, Кузнечная, Ленинградская, Ленинская, Луговая, Медовая, Мичурина, Нагорная, Низовая, Новокузнечная, Озёрная, Осенняя, Пересадская, Песчаная, Пушкина, Радужная, Революционная, Семашко, Советская, Соловьиная, Судобовская, Солнечная, Тенистая, Торфяная, Фрунзе, Чапаева, Юбилейная, Южная, Южное кольцо, Яблоневая, Яровая;

переулки: 1-3 Дорожный, Западный, Мичурина, Нагорный, Новокузнечный, 1-2 Пересадский, Песчаный, Судобовский, Тенистый, Фрунзе;

проезд Южный

8

Государственное учреждение образования «Жодинская женская гимназия»

улицы: Армейская, Автомобилистов, Бажора, Борисовская, Брусничная, Вишнёвая, Высокая, Максима Горького, Дорожная, Дружная, Дуговая, Жасминовая, Западная, Запрудная, Заречанская, Заречная, Зеленоборская, Красная, Кузнечная, Ленинградская, Ленинская, Луговая, Медовая, Мичурина, Нагорная, Низовая, Новокузнечная, Озёрная, Осенняя, Пересадская, Песчаная, Пушкина, Радужная, Революционная, Семашко, Советская, Соловьиная, Судобовская, Солнечная, Тенистая, Торфяная, Фрунзе, Чапаева, Юбилейная, Южная, Южное кольцо, Яблоневая, Яровая;

переулки: 1-3 Дорожный, Западный, Мичурина, Нагорный, Новокузнечный, 1-2 Пересадский, Песчаный, Судобовский, Тенистый, Фрунзе;

проезд Южный

9

Государственное учреждение образования

«Гимназия № 1 г.Жодино»

проспекты: Ленина (дома №№ 2, 4, 7/1, 9, 13, 13/2, 13б);

Рокоссовского (дома №№ 2, 4, 6, 6а, 8, 16/1, 16/2, 16/3);

улицы: Гагарина (дома №№ 13, 13а, 15, 15а, 17, 20, 24, 26, 26а, 28, 30, 34);

8 Марта (дома №№ 9, 9а, 9б, 13, 15);

Логойская (дом № 21, 23);

микрорайон Новые Грядки

улицы: Весенняя, Калюжанская, Каштановая, Кленовая, Новогрядская, Сиреневая, Сосновая, Центральная;

переулки: 1-2 Кленовый, 1-3 Сиреневый, Сосновый

свернуть

Преемственность: ДУ - школа

Школьное обучение никогда не начинается с пустого листа,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком"
Л. С. Выготский

   Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
   Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
   Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
   Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

 Подготовка  дошкольника к школьному обучению    означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является разностороннее развитие дошкольников.

 

  Под преемственностью следует понимать, с одной стороны, необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой — создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы для обеспечения этого развития, а также овладение знаниями, умениями, нормами и правилами поведения в обществе.
       Основными задачами преемственности дошкольного и начального школьного образования являются:
1) осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;
2) соблюдение общих принципов построения программ и методик;
3) осуществление общих подходов при подготовке кадров дошкольного и начального школьного образования;
4) создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации 6-летних детей в начальный период школьного обучения.
      В ДУ ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой.
    В начале   учебного года был составлен совместный план  организации работы  по преемственности ГУО «Ясли-сад №19 «Пралеска»  с  ГУО «Гимназия №1»  и ГУО «Средняя школа №5» г.Жодино, который включает следующие направления деятельности:

     1.Организационно-методическая деятельность (организационно-административное совещание ,составление банка данных детей дошкольного возраста, семинары-практикумы  о вопросах адаптации между  учреждения дошкольного образования и учреждениями общего среднего образования»и др,)

  1. Диагностика и психологическое обследование воспитанников старших групп педагогом-психологом и учителем дефектологом.
  2. Работа с воспитанниками (проведение экскурсий, выставок, совместных мероприятий воспитанников ДУ и учащихся начальных классов);
  3. Работа с педагогическими кадрами (семинары-практикумы , вебинары , взаимопосещение занятий учителями начальных классов ,воспитателями ГПД и воспитателями ДУ и др.);
  4. Сотрудничество с семьями воспитанников ( анкетирование родителей воспитанников, размещение консультаций ,памяток для родителей на сайте  и информационных стендах ДУ, участие педагогов и специалистов учреждениями общего среднего образования в проведении родительских собраний и открытые просмотры занятий и др.)

   В ДУ и начальной школе образовательный процесс  подчинен становлению личности ребенка, развитию его компетентности (физической, интеллектуальной, личностной, коммуникативной, социальной). В ДУ и начальной школе  создана предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание детской деятельности.
    Необходимо дозировать нагрузку на уроках, учитывая разный уровень подготовленности детей, не нагружать их домашними и дополнительными заданиями учебного характера в группе продленного дня.
   Основным способом обучения и организации деятельности детей шести лет должна быть игра. Однако в содержании игр и игровых упражнений  постепенно увеличивается дидактическая нагрузка. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной.
     Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной в сочетании с групповой и индивидуальной.
    В работе с дошкольниками и младшими школьниками педагог должен использовать моральные стимулы (одобрение, похвалу, постановку в пример, акцентирование внимания на положительных формах поведения детей, оказание поддержки в случае неудач). 
    Важно установление правильных взаимоотношений между детьми и педагогом, построенных на сотрудничестве, партнерстве, гуманном отношении и уважении к личности каждого ребенка. 
   Для решения этих задач разработан интегрированный курс «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на обучение шестилетних детей.

свернуть

"Формирование эмоционально-волевой готовности ребенка к школе"

Консультация для родителей
развернуть

Мы знаем, что самооценку дошкольника отличают явная необъективность и завышенность. Когда ребенка просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы, ранжировав их по какому-либо социально одобряемому признаку (самый "сильный", "добрый", "умный", "лучший друг" и т.п.), то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступень, не испытывая неловкости или стыда. Иная картина наблюдается в самооценке младших школьников. Они тоже обычно ставят себя на лестнице выше ее середины, но уже не на самую верхнюю ступень. Кроме того, у них появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения.

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий.

Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя.

Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.

В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.

Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются "хочу" и "надо", чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным "хочу". Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки.

Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры).

Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по классу или столовой и т.д.), оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе.

Условием психологической готовности к школе, связанным с волевым поведением, является и освоение ребенком функции планирования собственной деятельности. В старшем дошкольном возрасте он умеет выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.д. Здесь огромная роль принадлежит речи, подчинению ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже — собственным словесным требованиям.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью

 

Личностная готовность (готовность мотивационной сферы) к школе

 

Говоря о личностной готовности, прежде всего имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Она формируется к 6 годам примерно у 60% детей и связана с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям.

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть "детский мир" и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учебы можно получить желанную профессию и т.д., но в то же время высокой притягательностью обладают и внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т.д.), возможность общаться с другими детьми и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного места среди других людей.

При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Если основные требования к дошкольнику связаны с поведенческими проявлениями ("хорошо себя вести" — значит слушаться взрослых, не шалить, не шуметь и т.д.), то сейчас на первый план выходит требование "хорошо учиться", которое включает в себя необходимость правильно воспроизводить задаваемые учителем образцы, усваивать социально выработанные способы решения различных задач.

Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестко заданные социальные нормы. В собственно учебной области это "нормативные" способы решения действенных, поведенческих, интеллектуальных задач.

 Поведение ребенка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д. И сами отношения с учителем и сверстниками тоже начинают носить значительно более "нормативный" характер, в частности появляется четкая структура группы.

Все это значит, что готовность к школе — это и готовность к овладению высокоопосредствованными "внеситуативными" формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

свернуть

«Условия успешной адаптации первоклассников в школе»

Первый  год  обучения  –  один  из  наиболее  сложных  и  ответственных моментов  в  жизни  детей,  как  в  социально-психологическом,  так  и  в физиологическом плане. Школа  с  первых  дней  ставит  перед  ребенком  целый  ряд  задач, требующих мобилизации  его  интеллектуальных  и  физических  сил.  Детям  необходимо успешно  овладеть  учебной деятельностью,  освоить  школьные  нормы  и правила поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться кновым условиям режима и умственного труда.

Адаптация  к  школе  –  многоплановый  процесс.  Его  составляющими являются  физиологическая  адаптация  (привыкание  организма  к  новым условиям)  и  социально-психологическая  адаптация  (к  учителям  и  ихтребованиям, к одноклассникам).

Физиологические условия адаптации первоклассников к школе

  • организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их
  • двигательной активностью;
  • во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную
  • посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего
  • места для предупреждения близорукости;
  • тренировать мелкие мышцы кистей рук;
  • обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
  • создавать условия для занятия спортом;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.

Психологические условия адаптации первоклассников к школе

  • Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание,
  • критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
  • Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после
  • уроков.
  • Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе,
  • классу, к каждому прожитому в школе дню.
  • Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность
  • ребёнка для родителей.
  • Создавать благоприятный климат в семье.
  • Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем
  • обоснованно контролировать его учебную деятельность.
  • Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Наблюдение  за  первоклассниками  показали,  что  социально  –психологическая  адаптация  детей  к  школе  может  проходить  по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух–  трех  месяцев  обучения.  Это  проявляется  в  том,  что  ребенок  привыкает  к коллективу,  ближе  узнает  своих  одноклассников,  приобретает  друзей.  У детей  благополучно  прошедших  адаптацию,  преобладает  хорошее настроение,  активное  отношение  к  учебе,  желание  посещать  школу, добросовестно  и  без  видимого напряжения  выполнять  требования  учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к  новой  школьной  жизни.  Они  могу  до  конца  первого  полугодия предпочитать  игровую  деятельность  учебной,  не  сразу  выполняют требования  учителя,  часто  выясняют  отношения  со  сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей  встречаются  трудности  и  в  усвоении  учебных  программ. И,  наконец,  в  каждом  классе  есть  примерно  14%  детей,  у  которых  к значительным  трудностям  учебной  работы  прибавляются  трудности болезненной  и  длительной  (до  одного  года)  адаптации.  Такие  дети отличаются  негативными  формами  поведения,  устойчивыми отрицательными  эмоциями,  нежеланием  учиться  и  посещать  школу.  Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию  протеста:  они  ведут  себя  вызывающе,  задираются,  мешают проводить  урок  и  прочее.

Почти  у  всех  детей  в  начале  школьных  занятий  наблюдается  двигательное возбуждение  или  заторможенность,  жалобы  на  головные  боли,  плохой  сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем  резче  переход  от  одного  периода  жизни  к  другому,  чем  меньше  готов этому  организм  вчерашнего  школьника.

Большое  значение имеют такие  факторы, как особенности  жизни  ребенка  в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно,  первоклассники,  посещавшие   ранее  детский  сад,  значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привыкшие к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения дети.

Одним   из  основных  критериев,  характеризующих  протекание  адаптации  к систематическому  обучению,  является  состояние  здоровья  ребенка  и изменение  его  под  влиянием  учебной  нагрузки.

Легче  переносят  период  поступления  в  школу  и  лучше  справляются  с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования  всех  систем  организма  и  гармоничным  физическим развитием. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния  организма  детей,  снижение  умственной  работоспособности  и успеваемости  свидетельствуют  о  низкой  адаптации  ребенка  к  школе.

Еще один очень информативный показатель  –  артериальное давление. Чаще всего  у  первоклассников  отмечается  значительное снижение  показателей артериального давления при переутомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки  приводят  к переутомлению,  артериальное  давление  может значительно  повыситься.  Особенно  часто  повышение  артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и середине  третьей  –  самой  трудной  четверти.  Иногда  такие нарушения  в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года.  

Критериями  благополучной  адаптации  детей  к  школе  принято  считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого  полугодия,  отсутствие  выраженных  неблагоприятных  изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

Признаки адаптации ребенка к школе:

  • Во-первых,  это  удовлетворенность  ребенка  процессом  обучения.  Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  • Второй признак  -  насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа  обычная  и  программа  традиционная,  а  ребенок  испытывает затруднения  при  обучении,  необходимо  поддержать  его  в  трудный  момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
  • Следующий признак успешной адаптации  -  это степень самостоятельности ребенка  при  выполнении  им  учебных  заданий,  готовность  прибегнуть  к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
  • Но  самым  важным  признаком  того,  что  ребенок  полностью  освоился  в школьной  среде,  является  его  удовлетворенность  межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно  устанавливает  контакты,  ищет  свое  место  в  детской  среде,  учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем только вредят ребёнку. Когда же уместна тревога?

Обычно

Опасно

Снижается  первоначально непосредственный  интерес  к школе, занятиям

Полное  отсутствие  интереса  к  учёбе, вялость и безынициативность.

 

Начинает  время  от  времени говорить,  что  учиться  надоело (особенно  в  конце  недели  и четверти),  но  активно интересуется всем остальным

Ничего  не  интересно,  безразличие  ко всему,  даже  к  играм,  если  они  требуют хоть какого-то напряжения.

 

Радуется,  когда  не  надо  делать  

 

Делает уроки только «из-под палки» домашнее задание.

 

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

 

Нежелание  ходить  в  школу  и  вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах  активного протеста,  либо симптомами болезней, которые кончаются сразу  после  того,  как  разрешат  остаться дома.

Иногда  выражает  недовольство учителем  или  опасения  по  его поводу.

 

Очень  не  любит  или  боится  учителя,испытывает  по  отношению  к  нему  страх,бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться  нужно  тогда,  когда  нежелание  учиться  является устойчивым,  выражается  активно,  отражает  основное  отношение  ребёнка  к школе.

 

Несогласованность требований школы, семьи и улицы приводит ребёнка в состояние растерянности, что создаёт для него большие проблемы, которые он сам решить не может. Без семьи школа не в состоянии помочь ребёнку выйти из противоречий. А ведь именно правильные отношения в семье, взаимодействие с ровесниками, коллективные действия по определённым правилам создают психологические предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.

свернуть

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что он там узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем пяти предложений?

6. Может ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что Ваш ребёнок имеет твёрдую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли Ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

     Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных (+) ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15 – 18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

10 – 14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

свернуть

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и родители. «Мы скоро идём в школу!» - с гордостью говорят мамы и папы, бабушки и дедушки. «Я уже иду в первый класс!» - восторженно сообщает всем подряд, близким и посторонним, ваш ребёнок.

     Наконец наступает день «икс» - первое сентября. Ваш малыш счастливо и гордо вышагивает впереди вас, таща на плечах свой самый первый ранец, до отказа набитый самыми первыми в его жизни школьными принадлежностями. Звучит первый звонок, и вот первоклашки усаживаются за парты… наверное, именно в этом момент они начинают понимать, как это серьёзно - школа.

Как это трепетно - дети и школа.

      Однажды, в один далеко не прекрасный день, наш школьник со слезами на глазах сообщает» «Я больше не пойду в школу!». Вы в растерянности, ребёнок рыдает и наотрез отказывается собираться в школу. В чём причина?

      Объяснений тому может быть великое множество – от страха остаться одному, без поддержки родителей, до конфликтных отношений с одноклассниками и учителями. Но самая распространенная причина нежелания детей идти в школу заключается в том, что они попав в непривычную обстановку, не могут в ней адаптироваться, найти своё место в новом коллективе.

     Отсюда частым последствием становится их страх перед посещением школы, дети упрямо отказываются туда идти. Здесь. в первую очередь, необходимо выяснить реальную причину отказа. Но, как бы то ни было, ни в коем случае нельзя позволять ребёнку остаться дома. Даже если причины, по которым он не хочет посещать школу, вполне реальны и объективны. Его боязнь только упрочится, а к ней может добавиться ещё и отставание по программе, что крайне нежелательно.

     Вы должны быть тверды и настойчивы в своём стремлении вернуть вашего ребёнка в учебный класс школы. У ребёнка, особенно маленького, нет ещё мотивации, которая оправдывала бы посещение школы. Дети идут в школу, повинуясь родителям. Поэтому, в случае нежелания идти в школу, именно родители должны объяснить необходимость её посещения.

        Ребёнку дошкольного возраста достаточно объяснить, что там он сможет узнать много нового и интересного. Детям постарше можно объяснить, что без образования для них будет закрыта дорога в будущее, или сослаться на закон, согласно которому все дети обязаны получить хотя бы базовое образование.

Безусловно, родители должны время от времени наведываться в школу, в которой учится их чадо. В силах родителей внушить ребёнку симпатию к учителю. Вы вполне можете сказать ему, что вам лично очень симпатичен его наставник. Дети склонны отвечать взаимностью на добрые чувства. Если они будут уверены в расположении учителя, это поможет им преодолеть барьер, возникающий у них в общении с новым человеком.

       Пока ваш ребёнок мал, не оставляйте его в школьном дворе, проводите его до класса, пусть его встретит учитель. Со временем негативная реакция на школу утихнет. Обязательно интересуйтесь у учителя, как он ведёт себя после вашего ухода. Если его слезы прекращаются сразу после того, как вы исчезаете из поля зрения, можете перестать беспокоиться – адаптация прошла успешно.

       Но бывает и так, что в школу отказываются идти дети, которые на протяжении нескольких лет охотно её посещали. В таком случае неизбежен разговор по душам. Вам необходимо выяснить, что же беспокоит ребёнка. Здесь не помешает и беседа с учителем. Внимательный педагог обязательно заметит неладное и поделится с вами своими соображениями о причине нежелания вашего чада ходить в школу. Здесь может быть всё что угодно – и неуспеваемость по предметам, и конфликт между учениками, ипервая любовь. Вариантов бесчисленное множество. Немаловажное значение имеет и домашняя обстановка. Семейные неурядицы, развод родителей, смерть кого-то из близких – всё это отражается на способностях и желании ребёнка учиться. Обязательно скажите ему всю правду – ложь может только усугубить положение.

       Объясните, что дела семейные – это одно, а учёба – совсем другое, что вы обязательно справитесь с трудностями, и самое лучшее, что он может сделать в трудную для семьи минуту – это избавить вас от беспокойства по поводу его успеваемости.

      Однако родителям стоит знать: то, насколько хорошо и с каким удовольствием учится ваш ребёнок, зависит не только от него интеллекта. Отношение родителей к его учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.

       Никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе пренебрежительных отзывов о наставнике вашего ребёнка. Старайтесь наладить теплые отношения с педагогами, добивайтесь взаимопонимания с ними. В конце концов, они хотят того же, что и вы – чтобы ваш ребёнок стал хорошо образованным человеком. Проявляйте понимание по отношению к учителям вашего ребёнка. вы же знаете, насколько трудно проявлять справедливость и добиваться дисциплины, имея дело даже с двумя детьми, а в классе их не двое, и даже не четверо, а гораздо больше.

       Ребёнку будет легче воспринимать критику из уст учителя, если он будет знать, что вы уважаете его и позитивно к нему относитесь. Дети всегда с большим вниманием относятся к критике от человека, который им нравится, и стараются изменить своё поведение.

       Учителя – тоже люди. Они с большим пониманием будут воспринимать родительскую критику, если увидят, что к ним относятся с дружелюбием и без предубеждения. Старайтесь объективно относиться к рассказам своих детей – им свойственно очернять «несправедливого учителя» и обелять себя – «невинную жертву». Стремитесь разобраться и найти истину. Как правило, она где-то посередине. Будьте дружелюбны, сговорчивы, старайтесь не высказывать претензий в агрессивной форме, лучше завуалируйте свои чувства, выражая требования в виде пожеланий и просьб. Чаще хвалите учителя, благодарите его за прекрасное преподавание. скажите, что ваш ребёнок в восторге от методов изложения материала – всё это польстит ему и настроит на доброжелательное отношение к вам и вашему ребёнку.

И в самом деле, ведь у таких приятных людей ребёнок не может быть разгильдяем, верно? При хорошем отношении учитель пойдёт вам навстречу.

        Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных знаний.

        Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

       Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

       Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

       В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

       Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

       Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

       Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

       А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

12 советов родителям будущих первоклассников

        Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

        В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

     1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

     2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

     3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

     4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

     5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

     6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

     7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

     8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

     9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

     10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

     11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

     12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

 

И еще несколько советов для родителей:

  • НЕ ЗАГРУЖАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

  • РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

  • НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

  • НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

  • ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

  • ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

  • НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

  • ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

  • ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

  • ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

 

свернуть

Наши новости

Все новости