2014-2016 уч.гг
По мнению известных педагогов и психологов, дошкольный возраст – это тот период, когда происходит первоначальное становление личности ребенка. Именно в эти первые годы жизни закладываются представления о нравственности, чувствах, привычках, которые определяют дальнейшее развитие личности человека.
Перед педагогами стоит задача – воспитать гармоничную личность, обладающую не только определенным интеллектуальным запасом, но и духовно-нравственными идеалами. Духовность – это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Воспитание детей с Христом в сердце, с любовью к Божьему творению – человеку и природе, к другим народам – основная цель, объединяющая просвещение и образование.
В детском саду воспитание носит светский характер и не ставит задачей навязывать определенное вероисповедание. Задача педагогов – помочь детям сориентироваться в многообразии научных, фантастических, религиозных мировоззрениях в доступной для детей формах. Всё чаще педагоги обращаются за помощью к гуманистическим традициям народной и классической педагогике, к изучению традиций христианства в области воспитания личности. Величайшая книга человечества Библия – является источником хранения и передачи моральных ценностей. В ней даются ответы на такие вопросы: откуда появилось всё то, что мы видим вокруг, что такое видимый и невидимый мир, как появился человек.
В заповедях Ветхого и Нового Заветов сформированы нормы человеческой морали и основы человеческих взаимоотношений: «не судите, да судимы не будете…», «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…» Люди должны прощать один одному, проявлять гуманность и человеколюбие: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними…».Знакомство детей дошкольников с библейскими сюжетами сопряжено с немалыми трудностями: тексты Библии созданы много веков назад, адресованы личности с иным уровнем бытовых, природоведческих, исторических, духовно-нравственных и философских представлениях и поэтому нуждаются в обстоятельном комментировании. Необходим адаптированный пересказ, учитывающий возраст ребенка. В беседе с детьми мы говорим: вот наше тело – голова, руки, ноги, туловище. Его можно потрогать, увидеть. В теле живет душа:- наша радость и печаль, наши мысли, наши мечты и воспоминания. Душа – невидима, её невозможно потрогать, можно только ощущать, чувствовать. Без нее – когда мы спим – нас будто и нет. Разум и знания мы держим в голове, душой или сердцем, мы чувствуем добро или зло мы делаем сами или другие люди. Одного только разума и знаний мало, нужно ещё чуткое доброе сердце, которое открывает источник жизни – Бога. Бог – есть наивысшее Добро, Он сотворил нас, землю и небо, солнце и зверей, всё-всё. Но Он невидим, как и наша душа. Но Он живой, и для соединения с Ним нам нужно взрастить добро и противостоять злу! (Видео: «Притча про индейца и волка», «Что такое грех?»)
Работа с детьми проводится по программе Духовно – нравственного воспитания дошкольников на православной традиции белорусского народа. Многие родители, к сожалению, мало знают о сущности христианского вероучения, однако считают себя православными и желают, чтобы их дети были более сведущими в области православной культуры. Воспитательная работа носит просветительский характер и строится на ознакомлении дошкольников с фрагментами Святого Писания и Святого Предания, православными праздниками. Цель – познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Для достижения этой цели у нас в детском саду организована система комплексных занятий с детьми под названием «Музыкальная гостиная». Эта система предполагает обязательную связь с предыдущим материалом и смену деятельности. Разные виды деятельности в игровой форме регулируются стрелкой часов «Музыкальной гостиной», что способствует концентрации детского слухового и зрительного внимания, ожидание нового.
Название «Музыкальная гостиная» предполагает связь с музыкой. Пение христианских песен – очень серьезный этап, ибо он способствует развитию религиозных чувств, прославлению Бога.
(Фрагмент занятия)
Благодаря таким занятиям и специально отведенному времени, вводится необходимый материал для подготовки и проведению праздников и развлечений таких как: Рождество, Масленица, Пасха, День Ангела и др.
Праздник, являясь частью культуры, влияет на её развитие, а так же вбирает в себя ценности, накопленные культурой. Известно, что славянская культура зарождалась во чреве религии и была многолетно с ней связана. С этой точки зрения, можно сказать о необходимости чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Дети в старину на праздниках присутствовали в разных ролях: наблюдателей, участников, виновников торжества. Так, они участвовали в колядках, ходили с рождественской звездой, но не допускались к гаданиям, в хороводы неженатой молодежи. Дети приходили на Лазареву субботу утром за вербой, они участвовали в крестных ходах, несли иконы. В старинной православной традиции у всякого праздника был свой чин и порядок, которому надо следовать. Перемены, которые грянули с семнадцатого года прошлого столетия, не могли не коснуться и системы празднований. С отделением церкви от государства и школы от церкви началось развенчание христианских идеалов и вытеснение православных праздников, что резко ударило по природным праздникам, которые лишились идейной почвы. Это привело к выхолащиванию самого духа народного праздника, к упрощенному пониманию его сути. Пошатнулась устоявшаяся система обрядности, а новая только начала складываться – социалистическая, коммунистическая. В последнем десятилетии ХХ века вновь произошли преобразования. Отрицательное отношение власти теперь уже к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех без исключения праздниках страны. В постсоветском пространстве настало культурное безвременье. Так продолжалось почти пять лет. Понемногу стала возрождаться и совершенствоваться праздничная культура.
В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в образовательных учреждениях. В классификации М.Б. Зацепиной существуют следующие праздники:
— народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, весенне-летние забавы, Осенины;
— государственно –гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
— международные – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
— бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу и т.д.;
— православные – Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники.
Необходимо, чтобы в сознании детей прочно закрепился образ того или иного праздника и как эстетического произведения, проживаемого в определенной торжественной форме, и как памятной даты. Они должны вызывать чувство сопричастности к своему народу, уважение его традиций и гордость за национальные достояния, давать представление о религиозной символике, наделять ребенка пониманием святости и таинства (рождения, крещения) православно-исторических традиций.
Далучэнне да нацыянальных каштоўнасцей дашкалят найлепш усяго ажыццяўляецца праз літаратурны і музычна – гульневы матэрыял, які збіраецца і выкарыстовываецца на занятках на працягу ўсяго навучальнага года. Простыя песенкі, прымаўкі, заклічкі на роднай мове ўдакладняюць і замацоўваюць уяўленніе дзяцей пра народныя традыцыі і святы, жаданне размаўляць і выкарыстоўваць беларускую мову, адчуваць сябе неад’емнай часткай беларускай зямлі і яе народа. Падрыхтоўка свядомасці дзяцей да ўспрымання беларускіх традыцыйна-абрадавых свят мае вялікае значэнне. Часам праходзіць свята, а дзеці не могуць адказаць, чаму яно так называецца, чаму спяваюць такія песні, а не іншыя.
Свята Ражджаства Хрыстова – найбольш цікавейшае і зразумелае для дзяцей па сэнсу. Бо дзень нараджэння любяць і святкуюць усе. Прапануем сцэнарый такога свята для дзяцей старэйшага ўзроста.
Музыкальный руководитель: Окунева Светлана Станиславовна,
1-я квалификационная категория
23.10.2017