Важные документы

Об утверждении Правил педагогических работников

10.06.2022

О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии

С 1 октября 2022 года согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 года № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ №367) вводится добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Цель
развернуть

Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости, стимулировать участие граждан в добровольном страховании. Появление новой пенсионной системы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе.

Осуществлять страхование будет РУСП «Стравита».

 

Как будет работать механизм страхования?

Работник наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда может, по желанию, уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 процентов от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию – соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 процентных пунктов.

 

Взносы работника и работодателя  при добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии

Кто может участвовать в новом страховании?

Участвовать в дополнительном пенсионном страховании могут работающие граждане при условии, что:

- за них работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование;

- на дату начала срока дополнительного накопительного пенсионного страхования до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет.

 

Что необходимо сделать работающим гражданам, желающим участвовать в дополнительном накопительном пенсионном страховании?

 

  • Подать заявление РУСП «Стравита» для заключения договора дополнительного накопительного пенсионного страхования.
  • Выбрать тариф по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, но не белее 13 процентов от суммы выплат, начисленных в пользу работающего гражданина. Тариф можно менять 1 раз в год.
  • Выбрать срок выплаты (получения) дополнительной пенсии – в течение 5 или 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста.
  • Заключить договор дополнительного накопительного пенсионного страхования с РУСП «Стравита».
  • Уведомить работодателя о том, что заключен договор дополнительного накопительного пенсионного страхования.

 

Для участников накопительной пенсионной системы предусмотрены следующие финансовые стимулы:

- уплата работодателем дополнительного взноса за работника на накопительную пенсию – соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 процентных пунктов.

- льгота по подоходному налогу. Размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%) будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника,

- возможность наследования пенсионных накоплений,

- гарантия сохранности пенсионных сбережений. Указом № 367 гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования.

- начисление дополнительной доходности (страхового бонуса).

 

 

свернуть

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

02.09.2021

Кодекс Республики Беларусь об Образовании

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
развернуть

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
развернуть

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 декабря 2012 г. N 146

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

На основании пункта 3 статьи 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемые образовательные стандарты дошкольного образования.
  2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Министр С.А.Маскевич

 

 

 

 

 

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                   Постановление

                                                   Министерства образования

                                                   Республики Беларусь

                                                   29.12.2012 N 146

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

АДУКАЦЫЙНЫЯ СТАНДАРТЫ

ДАШКОЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

 

EDUCATIONAL STANDART

PRESCHOOL EDUCATION

 

  1. Область применения

 

Настоящие образовательные стандарты дошкольного образования (далее - образовательные стандарты) устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:

республиканскими органами государственного управления;

местными исполнительными и распорядительными органами;

учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее - дошкольные учреждения);

учреждениями высшего образования и учреждениями дополнительного образования взрослых, осуществляющими подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников для системы дошкольного образования;

научно-методическими учреждениями, участвующими в разработке учебных программ и учебных планов дошкольного образования.

Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

 

  1. Термины и определения

 

В настоящих образовательных стандартах применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Базовый компонент - обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования и отражает сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности воспитанников.

Воспитанник - лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольный возраст - этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в дошкольном учреждении уменьшено по желанию их законных представителей.

Качество дошкольного образования - соответствие образования требованиям образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного (специального) образования.

Образовательные стандарты дошкольного образования - технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

Образовательная программа дошкольного образования - совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами дошкольного образования.

Обучение на уровне дошкольного образования - целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями.

Образовательный процесс - воспитание и обучение, организованные дошкольным учреждением в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования.

Педагогическая диагностика - выявление динамики развития, успешности воспитания и обучения воспитанников с использованием методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.

Развитие - это целенаправленное формирование значимых для самоценности социума знаний, умений и навыков, воспитание положительных черт личности.

Ранний возраст - начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.

Система дошкольного образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Компоненты системы дошкольного образования:

участники образовательного процесса (воспитанники, их законные представители, педагогические работники);

образовательная программа дошкольного образования;

дошкольные учреждения;

государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

республиканские органы государственного управления;

иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования - педагогически адаптированная и научно обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое. Содержание каждого направления конкретизируется отдельными дидактическими единицами содержания - образовательными областями: физическая культура, ребенок и общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство.

Содержание дошкольного образования сверх базового компонента определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте, способствует расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности. Содержание образовательного процесса сверх базового компонента не дублирует содержание базового компонента.

Типовой учебный план дошкольного образования - технический нормативный правовой акт, устанавливающий перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальную допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю.

Учебный план дошкольного учреждения - это учебно-программная документация, которая разрабатывается дошкольным учреждением на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Учебная программа дошкольного образования - технический нормативный правовой акт, определяющий цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Экспериментальный учебный план дошкольного учреждения - план, который апробируется в дошкольном учреждении, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

 

  1. Общие положения

 

3.1. Задачи образовательных стандартов

 

Образовательные стандарты призваны обеспечить:

оптимальную степень упорядочения структуры, содержания дошкольного образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для детей раннего и дошкольного возраста;

преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования;

регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей дошкольного образования, повышении его качества.

 

3.2. Структура образовательных стандартов

 

Образовательные стандарты раскрывают область их применения, содержат определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включают:

цели и задачи дошкольного образования;

общие требования:

к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;

к организации образовательного процесса;

к срокам получения образования;

к уровню подготовки воспитанников.

 

  1. Цель и задачи дошкольного образования

 

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Задачи дошкольного образования:

охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;

формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружающему миру, гуманных взаимоотношений с окружающими;

обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации и саморазвития;

приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;

формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;

обеспечение преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования.

 

  1. Требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования

 

5.1. Общие требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования

 

Образовательная программа дошкольного образования должна включать содержание (образовательные стандарты, научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение.

Для реализации образовательной программы дошкольного образования на основе образовательных стандартов разрабатываются типовой учебный план дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования.

Дошкольное учреждение на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывает учебный план дошкольного учреждения.

Порядок организации разработки и утверждения учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования установлен Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Все образовательные области типового учебного плана дошкольного образования для реализации содержания учебной программы дошкольного образования должны быть обеспечены учебно-методической документацией, учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами.

В образовательном процессе используются учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

 

5.2. Требования к разработке типового учебного плана дошкольного образования

 

5.2.1. Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается на основе настоящих образовательных стандартов и включает:

перечень образовательных областей;

количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;

общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю;

максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах).

5.2.2. Наименование образовательных областей определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.

5.2.3. Максимальная допустимая учебная нагрузка и общее количество учебных часов в неделю устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения организаций и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству.

5.2.4. Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей в соответствии с возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями развития, на длительность одного учебного часа (занятия (игры)), установленную санитарно-эпидемиологическим законодательством в зависимости от возраста воспитанников.

5.2.5. Типовой учебный план дошкольного образования является основой для разработки:

учебного плана дошкольного учреждения с учетом особенностей контингента детей учреждения и ресурсных условий (кадровых, материально-технических);

учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений детей с особенностями психофизического развития;

учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год.

 

5.3. Структура типового учебного плана

 

Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Структура типового учебного плана дошкольного образования

 

 N п/п

    Перечень      образовательных     областей    

     КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ <1> НА ИЗУЧЕНИЕ       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПО ГРУППАМ ВОСПИТАННИКОВ

 Второго  раннего возраста   (от 1   года до  2 лет) 

Первая младшая  (от 2  до 3   лет) 

Вторая младшая  (от 3  до 4   лет) 

средняя  (от 4    до 5    лет) 

старшая  (от 5  до 6   лет) 

старшая  (от 6    до 7    лет) 

 1

Физическая       культура        

    1   

   2  

   3  

   4   

   4  

   4   

 2

Ребенок и        общество        

    2   

   2  

   2  

   2   

   1  

   1   

 3

Элементарные     математические   представления   

    -   

   -  

  0,5 

   1   

   1  

   1   

 4

Ребенок и        природа         

    -   

   -  

  0,5 

   1   

   1  

   1   

 5

Развитие речи и  культура         речевого общения

    1   

   2  

   2  

   2   

   2  

   2   

 6

Обучение грамоте

 

 

 

 

   1  

   1   

 7

Искусство       

    1   

   4  

   4  

   5   

   5  

   5   

 

Общее количество учебных часов    (игр, занятий) в неделю, в том    числе при        организации      образовательных  услуг сверх      содержания       образовательных  областей        

    5   

  10  

  12  

   15      2    <*>

  15      3   <*>

   15      3    <*>

Максимальная     допустимая       учебная нагрузка в неделю на      одного           воспитанника (в  астрономических  часах) <2>

0,4 - 0,6

  1,6 

   3  

  5,6  

  7,5 

   9   

 

--------------------------------

<1> Под учебными часами в учреждении дошкольного образования понимается длительность проведения специально организованных форм образовательного процесса - игры (занятия), соответствующая возрастным возможностям воспитанника согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству.

<2> Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей по группе воспитанников, на длительность одного учебного часа (занятия) в зависимости от возраста воспитанников.

<*> Учебные часы, отведенные на реализацию образовательных услуг сверх содержания следующих образовательных областей: "Развитие речи и культура речевого общения"; "Иностранный язык"; "Детское ручное ткачество"; "Хореография".

 

5.4. Требования к организации образовательного процесса

 

5.4.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние - 90 календарных дней; зимние - 10 календарных дней; весенние - 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

5.4.2. Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом дошкольного учреждения.

5.4.3. Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

5.4.4. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, дежурство и другие.

При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.

5.4.5. Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников - это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников - это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

5.4.6. Образовательный процесс осуществляется в группах (подгруппах) или индивидуально.

Воспитанники объединяются в группы:

общего назначения:

первого раннего возраста (до 1 года);

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

первую младшую (от 2 до 3 лет);

вторую младшую (от 3 до 4 лет);

среднюю (от 4 до 5 лет);

старшую (от 5 до 7 лет);

разновозрастную (от 1 года до 7 лет);

санаторные:

первого раннего возраста (до 1 года);

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

первую младшую (от 2 до 3 лет);

вторую младшую (от 3 до 4 лет);

среднюю (от 4 до 5 лет);

старшую (от 5 до 7 лет);

разновозрастную (от 1 года до 7 лет);

интегрированного обучения и воспитания;

специальные группы.

5.4.7. Наполняемость групп не должна превышать:

первого раннего возраста - 7 воспитанников;

второго раннего возраста - 10 воспитанников;

первой младшей - 15 воспитанников;

второй младшей - 20 воспитанников;

средней - 20 воспитанников;

старшей - 20 воспитанников;

разновозрастной - 12 воспитанников;

санаторной первого раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной второго раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной первой младшей - 10 воспитанников;

санаторной второй младшей - 15 воспитанников;

санаторной средней - 15 воспитанников;

санаторной старшей - 15 воспитанников.

Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащие, или незрячие, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость специальных групп составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 12 воспитанников;

для неслышащих детей - 6 воспитанников;

для слабослышащих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для незрячих детей - 6 воспитанников;

для слабовидящих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с амблиопией в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с косоглазием в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для слепоглухих детей - 2 воспитанника;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с ранним детским аутизмом - 6 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) - 3 воспитанника;

для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью - 6 воспитанников;

для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью - 4 воспитанника;

для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями - 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), - 3 воспитанника.

Учредитель дошкольного учреждения может устанавливать меньшую наполняемость групп в порядке, установленном законодательством.

5.4.8. Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также о динамике развития, успешности воспитания и обучения воспитанников дошкольных учреждений проводится психологическая и педагогическая диагностика.

При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010, N 170, 2/1708).

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками. На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом дошкольного учреждения составляется характеристика на воспитанника. В ней указываются:

дата заполнения;

сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);

данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития;

заключение.

Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

5.4.9. Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

5.5. Требования к срокам получения дошкольного образования

 

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

 

5.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

 

Требования к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения обусловлены целями, задачами и содержанием дошкольного образования и включают ожидаемые результаты развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет (далее - показатели).

Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей в возрасте 5 - 7 лет (уровень образованности), ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

- Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

- Проявляет основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила).

- Владеет элементами спортивных упражнений (катание на коньках, плавание и др.) и спортивных игр (баскетбол, хоккей, теннис и др.). Играет с удовольствием.

- Занимается физическими упражнениями с удовольствием.

- Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений, игр, интерес к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений; умеет организовать подвижные игры со сверстниками.

- Владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

 

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

 

- Принимает взрослого в качестве педагога, требованиям которого он доверяет. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях. Здоровается, прощается, благодарит взрослых по собственной инициативе или при напоминании. Действует по устной инструкции взрослого. Стремится к доброжелательному вниманию, уважению, взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослых, сотрудничеству с ними. Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия.

- Осознает себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем).

- Устанавливает родственные отношения, проявляет интерес к истории своей семьи.

- Здоровается, прощается, благодарит сверстников по собственной инициативе или при напоминании. Стремится к взаимопониманию и сопереживанию. Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками.

- Планирует совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера. Гибко использует коммуникативные умения при общении.

- Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, играть в различные игры. Проявляет навыки общения с детьми разного возраста, внимание к эмоциональному состоянию детей и взрослых. Выражает готовность проявить заботу, сочувствие.

- Проявляет отзывчивость, просит о помощи и оказывает ее.

- Знаком с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, деревьями, цветами, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

- Знаком с понятием "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города (села), своей Родины.

- Знаком с этническими признаками жителей республики, языком народа, лучшими качествами белорусов (доброта, отзывчивость и т.д.).

- Имеет представление о том, какие трудности возникают в жизни других людей, в том числе пожилых людей (бабушек и дедушек), инвалидов (взрослых и детей).

- Проявляет самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.

- Соблюдает правила личной гигиены, владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, чистит зубы, моет руки после туалета и др.), проявляет элементарные навыки самообслуживания.

- Относится положительно к выполнению оздоровительных мероприятий (воздушные, водные процедуры и др.).

- Принимает участие во всех видах детской деятельности. Проявляет предпосылки учебной деятельности (внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого, самостоятельно действует по заданию педагога, проявляет творческую инициативу, готов к волевому усилию для преодоления трудностей).

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательные области: "РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО", "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ", "РЕБЕНОК И ПРИРОДА", "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ", "ИСКУССТВО"

 

- Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации.

- Задает вопросы о назначении предметов, причинах и последствиях явлений (природных, социальных, экологических). Группирует, классифицирует и строит серию из 5 - 10 предметов и явлений по 1 - 3 признакам.

- Выделяет форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала), анализирует форму предмета, подбирает материал определенной формы для создания выразительного образа.

- Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета.

- Ставит перед собой задачу запомнить. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует.

- Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Мысленно изменяет пространственные положения объекта, его частей, осуществляет преобразование. Использует условно-символические изображения (графические схемы, планы, модели). Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

- Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия.

- Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий.

- Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием.

- Выполняет предметно-орудийные, обследовательские действия, использует для исследования предметов и явлений элементарные измерительные приборы (весы, увеличительное стекло и т.д.) и материалы.

- Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

 

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

- Находит "один" и "много" среди предметов и явлений окружающего мира.

- Считает предметы до 10.

- Узнает цифры от 0 до 9.

- Делит целое на 2 - 8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Адекватно условиям употребляет слова "часть", "половина".

- Раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.

- Знает и называет геометрические фигуры.

- Устанавливает пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.).

- Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

 

- Имеет представления об элементарном строении, функциях и гигиене органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа).

- Владеет навыками ухода за животными и растениями, выполняет поручения заинтересованно и доброжелательно.

- Имеет элементарные представления о климате, животных (домашних и диких), растениях, сезонных изменениях в природе.

- Соотносит наличие типичных обитателей (2 - 3 животных) и растений с особенностями природных сообществ (леса, луга и т.д.) и особенностями климата: в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное), в жарких краях (зимы нет, жаркое лето), в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето).

- Устанавливает причинно-следственные связи: зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных, между особенностями внешнего вида животных, их поведением и средой обитания и др.

- Понимает необходимость бережного отношения к живой природе, энергетическим ресурсам.

- Имеет представления о том, что смена сезонов зависит от Солнца.

- Выполняет правила поведения в природе.

- Проявляет гуманное отношение к живому существу и природному сообществу; владеет навыками рационального природопользования ("не сорить", "ходить в парке по специальным дорожкам, а не по газону" и др.).

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

- Различает обобщающие понятия.

- Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

- Владеет навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.

- Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова.

- Имеет представление о грамматической структуре речи.

- Владеет навыками фонематического восприятия речи.

- Умеет правильно произносить все звуки русского языка.

- Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

- Определяет правильное произношение.

- Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения.

- Проявляет культуру общения.

- Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

- Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

- Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности.

 

Образовательная область: РАЗВIЦЦЕ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

 

- Адрознiвае беларускае i рускае маўленне.

- Разумее беларускую мову, умее адказваць на пытаннi педагога.

- Валодае некаторымi асаблiвасцямi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў (садавiна, агароднiна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў (доўгi цень, белае казляня, вясёлы гармонiк); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнiкаў (бераг - на беразе, гарох - у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнiкаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) i найвышэйшай формаў прыметнiкаў (вышэйшы за ўсiх, найпрыгажэйшы); прыметнiкаў (уранку, узiмку).

- Валодае спецыфiчнымi беларускiмi марфолага-сiнтаксiчнымi зваротамi (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго i iнш.).

- Правiльна вымаўляе спецыфiчна беларускiя гукi: дж, дзь, ць, фрыкатыўныя г, г; заўсёды цвёрдыя гукi ч, р, гукаспалучэннi шч iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гукi ў у словах i фразах, а таксама вымаўляе словы з падоўжанымi зычнымi ў словах (калоссе, варэнне), ненацiскныя галосныя, рускiя i беларускiя словы, падобныя па гучаннi (зверек - звярок, ночь - ноч i да т.п.).

- Узнаўляе кароткiя лiтаратурныя творы на беларускай мове.

- Валодае элементарнымi навыкамi зносiн на беларускай мове.

- Заўважае моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай.

- Складае самастойныя выказваннi на беларускай мове.

 

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

- Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.

- Подбирает слова с заданным звуком.

- Делит двух-, трехсложные слова на слоги.

- Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова.

- Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, понимает смыслоразличительную роль ударения.

- Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2 - 4 слов без предлогов и союзов.

- Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.

- Правильно употребляет в речи термины: "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

 

Образовательная область: ИСКУССТВО

 

- Воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик, интерес к музыке разных жанров. Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет:

характер музыки (веселый, грустный, нежный, взволнованный, загадочный, торжественный, решительный, важный и др.);

средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость ее звучания;

жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности;

голоса исполнителей (женский, мужской, детский).

- Проявляет интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах.

- Поет выразительно, протяжно, без напряжения, естественным звуком; эмоционально откликается на содержание песни; четко и правильно произносит слова. Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.

- Проявляет интерес к музыкально-ритмической деятельности. Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, ритмично, пластично, выразительно, передавая с помощью движений характерные черты музыкального образа. Водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение, исполняет разные виды танцевальных движений, шаги, ритмичные хлопки, пляски и танцы, свободно ориентируется в пространстве. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество.

- Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представления о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.

- Рисует предметы, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности, различные цвета, линии (сплошная, штрих и другие), ритм. Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисованием различных линий и условных графических знаков из 1 - 3 элементов в ограниченном пространстве, штриховкой различных фигур уверенными движениями.

- Лепит предметы, декоративные элементы по замыслу, самостоятельно выбирает сюжет, создает композицию в зависимости от сюжета. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), детализация).

- Владеет аппликацией предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Выполняет аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Строит композицию. Использует детализацию.

- Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (бросового) материала, бумаги (по образцу, условиям, замыслу, модели). Использует разные способы конструктивной деятельности, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала, учитывает свойства конструктивного материала.

- Проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов, рассматриванию иллюстраций в книге, просмотру спектаклей, эмоционально реагирует на воспринятое.

- Имеет представления о литературных произведениях разных жанров, может назвать любимый персонаж.

- Выразительно читает небольшое стихотворение, пересказывает самостоятельно (или по вопросам) короткий рассказ, сказку, отвечает на вопросы по поводу их сюжета, содержания, поведения героев произведения.

- Составляет рассказ, сказку, короткую историю (по опорной схеме, опорным словам, по плану, по началу), используя игрушки или картинки.

- Самостоятельно (либо совместно со взрослым, под его руководством) драматизирует знакомые литературные произведения либо их эпизоды.

- Владеет некоторыми приемами кукловождения (марионеток, кукол с "живой рукой", би-ба-бо, планшетных кукол, пальчикового театра, театра Петрушки и др.).

- Имеет опыт совместного художественного творчества (в театрализациях, кукольных спектаклях, подготовке и оформлении декораций к ним и т.д.).

 

5.7. Требования к качеству дошкольного образования

 

Контроль, самоконтроль за обеспечением качества дошкольного образования воспитанников осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами, дошкольными учреждениями на основании критериев оценки качества дошкольного образования (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Критерии оценки качества дошкольного образования

 

┌────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────────┐

│    Составляющие    │                     │                              │

│      качества      │      Критерии       │          Показатели          │

│    дошкольного     │                     │                              │

│    образования     │                     │                              │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Качество услуг      │Прогностичность,     │Состояние формирования        │

│дошкольного         │ресурсообеспеченность│социально-педагогического     │

│учреждения на рынке │социально-           │заказа на образовательные     │

│образовательных     │педагогического      │услуги дошкольного учреждения:│

│услуг               │заказа на            │  наличие банка данных о      │

│                    │образовательные      │детях;                        │

│                    │услуги.              │  оптимальность комплектования│

│                    │Удовлетворенность    │дошкольного учреждения;       │

│                    │главных заказчиков   │  уровень формирования        │

│                    │                     │ресурсных условий для         │

│                    │                     │обеспечения качества          │

│                    │                     │реализации образовательной    │

│                    │                     │программы дошкольного         │

│                    │                     │образования и предоставляемых │

│                    │                     │услуг в соответствии с        │

│                    │                     │запросами.                    │

│                    │                     │Уровень удовлетворенности     │

│                    │                     │главных заказчиков качеством  │

│                    │                     │дошкольного образования       │

│                    │                     │воспитанников (оценка         │

│                    │                     │родителей, официальные итоги  │

│                    │                     │проверок служб                │

│                    │                     │государственного контроля и   │

│                    │                     │др.)                          │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Качество            │Здоровьесберегаемость│Соответствие медико-          │

│здоровьесберегающей │                     │психолого-педагогического     │

│системы в           │                     │сопровождения каждого         │

│дошкольном          │                     │воспитанника установленным    │

│учреждении          │                     │требованиям нормативных       │

│                    │                     │правовых актов.               │

│                    │                     │Наличие углубленных           │

│                    │                     │медицинских осмотров детей.   │

│                    │                     │Состояние здоровья детей.     │

│                    │                     │Анализ заболеваемости детей.  │

│                    │                     │Определение оптимальной       │

│                    │                     │учебной нагрузки на ребенка.  │

│                    │                     │Соответствие распорядка       │

│                    │                     │жизнедеятельности детей в     │

│                    │                     │дошкольном учреждении         │

│                    │                     │утвержденным нормам.          │

│                    │                     │Адекватность принимаемых мер  │

│                    │                     │по профилактике               │

│                    │                     │заболеваемости.               │

│                    │                     │Рациональность и              │

│                    │                     │сбалансированность питания.   │

│                    │                     │Уровень взаимодействия        │

│                    │                     │сотрудников в обеспечении     │

│                    │                     │безопасных условий            │

│                    │                     │жизнедеятельности детей в     │

│                    │                     │течение дня.                  │

│                    │                     │Распределение обязанностей,   │

│                    │                     │ответственности сотрудников в │

│                    │                     │реализации содержания         │

│                    │                     │дошкольного образования       │

│                    │                     │воспитанников, организации    │

│                    │                     │образовательного процесса.    │

│                    │                     │Стиль взаимодействия с        │

│                    │                     │воспитанниками.               │

│                    │                     │Статусная роль родителей в    │

│                    │                     │обеспечении дошкольного       │

│                    │                     │образования их ребенка.       │

│                    │                     │Динамика состояния здоровья за│

│                    │                     │период пребывания воспитанника│

│                    │                     │в группе, дошкольном          │

│                    │                     │учреждении                    │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Качество            │Реалистичность       │Наличие утвержденного         │

│образовательного    │содержания           │учебного плана учреждения     │

│процесса            │дошкольного          │дошкольного образования, его  │

│                    │образования.         │соответствие типовому учебному│

│                    │Концептуальность     │плану, дифференцированным     │

│                    │образовательного     │образовательным услугам, в том│

│                    │процесса.            │числе на платной основе,      │

│                    │Оснащенность         │образовательным стандартам    │

│                    │образовательного     │дошкольного образования.      │

│                    │процесса.            │Соответствие содержания       │

│                    │Квалифицированность  │дошкольного образования, в том│

│                    │кадров.              │числе образовательных услуг на│

│                    │Результативность     │платной основе, утвержденной  │

│                    │образовательного     │учебной программе.            │

│                    │процесса             │Соответствие используемых     │

│                    │                     │образовательных методик,      │

│                    │                     │технологий концептуальным     │

│                    │                     │положениям дошкольной         │

│                    │                     │педагогики и возрастной       │

│                    │                     │психологии.                   │

│                    │                     │Соответствие оснащенности     │

│                    │                     │образовательного процесса     │

│                    │                     │учебно-методическими          │

│                    │                     │комплексами установленным     │

│                    │                     │требованиям.                  │

│                    │                     │Уровень соответствия          │

│                    │                     │организации образовательного  │

│                    │                     │процесса образовательной      │

│                    │                     │программе дошкольного         │

│                    │                     │образования: концептуальным   │

│                    │                     │положениям дошкольной         │

│                    │                     │педагогики и возрастной       │

│                    │                     │психологии: планирование и    │

│                    │                     │организация образовательного  │

│                    │                     │процесса на основе            │

│                    │                     │педагогической диагностики    │

│                    │                     │развития воспитанника, которую│

│                    │                     │проводит воспитатель во       │

│                    │                     │взаимодействии с другими      │

│                    │                     │педагогами с целью            │

│                    │                     │оптимального выбора           │

│                    │                     │педагогических стратегий в    │

│                    │                     │соответствии с показателями   │

│                    │                     │воспитания, обучения и        │

│                    │                     │развития, утвержденными       │

│                    │                     │образовательными стандартами  │

│                    │                     │дошкольного образования и     │

│                    │                     │учебной программой дошкольного│

│                    │                     │образования.                  │

│                    │                     │Уровень соответствия          │

│                    │                     │развивающей предметной среды  │

│                    │                     │установленным требованиям.    │

│                    │                     │Динамика образовательного и   │

│                    │                     │квалификационного уровней     │

│                    │                     │педагогических и медицинских  │

│                    │                     │кадров (профессиональная      │

│                    │                     │компетентность),              │

│                    │                     │результативность методического│

│                    │                     │сопровождения их деятельности.│

│                    │                     │Уровень соответствия развития │

│                    │                     │выпускников дошкольного       │

│                    │                     │учреждения образовательным    │

│                    │                     │стандартам дошкольного        │

│                    │                     │образования, которые          │

│                    │                     │оцениваются педагогами        │

│                    │                     │воспитанников                 │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Качество условий    │Открытость           │Уровень соответствия форм     │

│образовательного    │дошкольного          │взаимодействия участников     │

│процесса            │учреждения.          │образовательного процесса     │

│                    │Обеспеченность       │нормам, установленным         │

│                    │материально-         │законодательством.            │

│                    │технической базы.    │Соответствие кадрового состава│

│                    │Финансируемость      │утвержденным для дошкольных   │

│                    │                     │учреждений типовым штатам.    │

│                    │                     │Наличие вакансий,             │

│                    │                     │интенсивность движения кадров.│

│                    │                     │Уровень соответствия          │

│                    │                     │материально-технической базы  │

│                    │                     │дошкольного учреждения        │

│                    │                     │установленным нормативам.     │

│                    │                     │Выполнение государственных    │

│                    │                     │социальных стандартов по      │

│                    │                     │финансированию содержания     │

│                    │                     │одного воспитанника в год.    │

│                    │                     │Формирование и объемы         │

│                    │                     │бюджетных, внебюджетных       │

│                    │                     │расходов на год               │

└────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────────────────┘

 

  1. Требования к организации воспитательной работы

 

Целью воспитательной работы является формирование разносторонне развитой, творческой личности воспитанника, в том числе формирование у него нравственных норм.

Воспитательная работа направлена на:

создание условий для ранней социализации и саморазвития личности воспитанника;

овладение воспитанниками основами здорового образа жизни;

формирование национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры.

Направлениями воспитательной работы являются:

воспитание основ культуры здорового образа жизни;

нравственное воспитание;

патриотическое воспитание;

эстетическое воспитание;

трудовое воспитание;

гендерное воспитание;

экологическое воспитание;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

семейное воспитание.

Воспитательная работа организуется на основании плана воспитательной работы, который является составляющей плана работы дошкольного учреждения на соответствующий учебный год.

 

  1. Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы дошкольного образования

 

7.1. Требования к кадровому обеспечению

 

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Педагогические работники должны проходить повышение квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже одного раза в 5 лет.

 

7.2. Требования к материально-техническому обеспечению

 

Материально-техническая база дошкольного учреждения должна включать:

помещения, кабинеты, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

помещения для занятий физической культурой;

иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

перечни мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для реализации образовательной программы дошкольного образования, утверждаются в установленном законодательством порядке.

 

 

 

 

свернуть

Положение об учреждении дошкольного образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2011 г. № 150
развернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о совете учреждения образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июля 2011 г. № 84
развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2011 г. № 84

Об утверждении Положения о совете учреждения образования

На основании части второй пункта 4 статьи 25 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о совете учреждения образования.
  2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о совете учреждения образования

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет компетенцию, состав и организацию деятельности совета учреждения образования независимо от подчиненности и форм собственности (далее – учреждение образования).
  2. Совет учреждения образования (далее – совет) является основным органом самоуправления учреждения образования, который создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования.
  3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ И СОСТАВ СОВЕТА

  1. К компетенции совета относятся:

4.1. определение перспективных направлений развития учреждения образования, рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;

4.2. внесение предложений о совершенствовании структуры учреждения образования, создании, ликвидации структурных подразделений учреждения образования (в том числе обособленных структурных подразделений), определение основных направлений их деятельности;

4.3. рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы учреждения образования, распределения закрепленного за учреждением образования имущества между его структурными подразделениями;

4.4. принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением образования;

4.5. рассмотрение вопросов формирования контингента обучающихся учреждения образования;

4.6. укрепление связи образовательного процесса с производством, взаимоотношений учреждения образования с организациями – заказчиками кадров;

4.7. представление кандидатов на должность директора института без права юридического лица, декана (начальника) факультета;

4.8. избрание на должность профессора, заведующего (начальника) кафедрой;

4.9. принятие решения по вопросам развития науки и сотрудничества с учреждениями образования и научными организациями в сфере научной деятельности;

4.10. содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;

4.11. заслушивание и утверждение отчетов руководителя учреждения образования, его заместителей по основным направлениям деятельности, руководителей структурных подразделений учреждения образования о ходе выполнения планов работы учреждения образования, его структурных подразделений, результатах образовательной, научной и хозяйственной и иных видов деятельности, а также педагогических работников о результатах стажировки;

4.12. заслушивание отчетов руководителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ о результатах научных исследований;

4.13. обсуждение тематики и результатов экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования;

4.14. рассмотрение иных вопросов, отнесенных к компетенции совета актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

  1. Состав совета формируется из представителей обучающихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования.

В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений и иных организаций.

  1. Общая численность членов совета определяется уставом учреждения образования.

Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:

25 % – представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;

75 % – представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций.

  1. Представители обучающихся, их законных представителей избираются открытым или тайным голосованием в группах, классах, учебных группах, объединениях по интересам, иных объединениях обучающихся в порядке, определенном уставом учреждения образования.

Представители руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования избираются открытым или тайным голосованием в структурных подразделениях в порядке, определенном уставом учреждения образования.

Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.

  1. Персональный состав совета утверждается приказом руководителя учреждения образования.
  2. Срок полномочий совета определяется уставом учреждения образования и составляет не более пяти лет.

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА

  1. Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является руководитель учреждения образования. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности руководителя учреждения образования.
  2. Председатель совета:

организует работу совета;

утверждает план и регламент работы совета;

утверждает повестку заседания совета;

ведет заседания совета;

ставит на голосование в порядке поступления предложения членов совета;

организует голосование и подсчет голосов;

контролирует выполнение решений и поручений совета.

  1. Участвуя в открытом голосовании, председатель голосует последним.
  2. Текущую деятельность совета обеспечивает секретарь совета, который избирается из числа членов совета по итогам открытого голосования членов совета на первом заседании совета.
  3. Секретарь совета:

извещает членов совета о проведении заседания совета;

ведет протоколы заседаний совета;

предоставляет информацию о выполнении решений и поручений совета председателю совета.

  1. Член совета:

участвует в заседаниях совета, иных мероприятиях, проводимых советом;

вносит предложения для обсуждения на заседаниях совета;

выступает по обсуждаемым вопросам в соответствии с установленным на заседании совета регламентом;

выдвигает кандидатов, избирает и может быть избранным в комиссии, образуемые советом;

участвует в работе других органов самоуправления учреждения образования при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию совета;

своевременно и качественно выполняет решения и поручения совета.

  1. Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год и утверждается руководителем после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования.
  2. Совет осуществляет свою работу в форме заседаний.
  3. Заседания совета считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов совета.
  4. На заседания совета приглашаются лица, которые были привлечены к подготовке материалов по рассматриваемым вопросам. Приглашенные лица пользуются правом совещательного голоса.
  5. На заседаниях совета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем совета.
  6. Решения совета по вопросам образовательной, научной деятельности, обновления и развития материально-технической базы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

При избрании на должность профессора, заведующего (начальника) кафедрой, представлении кандидата на должность директора института без права юридического лица, декана (начальника) факультета решение принимается тайным голосованием в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

По иным вопросам вид голосования (тайное, открытое) и порядок его проведения определяются советом.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.

  1. Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные руководителем учреждения образования, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, обучающихся и их законных представителей.

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.07.2011 № 65
развернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.07.2011 № 65

  1. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности педагогического совета учреждения дошкольно­го образования (далее - педсовет).

Педсовет создается в учреждениях дошкольного образова­ния независимо от подчиненности и форм собственности при наличии не менее трех педагогических работников.

Настоящее Положение распространяется на иные учреж­дения образования, организации и индивидуальных пред­принимателей,   реализующих   образовательную   программу дошкольного образования, образовательную программу спе­циального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Педсовет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом учрежде­ния дошкольного образования и настоящим Положением.
  2. Основными задачами педсоветаявляются:

– совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;

– определение приоритетных направлений развития учрежде­ния дошкольного образования и путей реализации содержания дошкольного образования;

– совершенствование профессиональной компетентности пе­дагогических работников и развитие их творческого потенци­ала;

– обсуждение вопросов о внедрении в образовательный про­цесс учреждения дошкольного образования современных пе­дагогических технологий;

– совершенствование качества дошкольного образования;

– совершенствование здоровьесберегающей системы в уч­реждении дошкольного образования;

– изучение педагогического опыта, распространение эффек­тивной педагогической практики.

  1. Содержание деятельности педсоветаопределяется ос­новными направлениями развития дошкольного образования с учетом специфики деятельности учреждения дошкольного об­разования и включает:

– определение и совершенствование организации обучения и воспитания воспитанников в учреждении дошкольного образо­вания;

– создание здоровьесберегающих и психолого-педагогичес­ких условий для обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной про­граммы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального об­разования на уровне дошкольного образования для лиц с ин­теллектуальной недостаточностью;

– осуществление информационно-аналитической работы на основе достижений психолого-педагогической науки и практи­ки образования;

– определение путей сотрудничества учреждения дошкольно­го образования с семьей, учреждениями общего среднего об­разования, учреждениями здравоохранения и иными органи­зациями;

– решение организационно-педагогических вопросов;

иные вопросы образовательной деятельности учреждения дошкольного образования.

  1. Педсовет является коллегиальным органом учреждения дошкольного образования и осуществляет свою работу в фор­ме заседаний.
  2. Заседания педсовета проводятся один раз в квартал.В случае необходимости могут проводиться внеплановые засе­дания педсовета.
  3. В состав педсовета включаются все педагогические и ме­дицинские работники учреждения дошкольного образования.
  4. На заседание педсовета могут приглашатьсяпредстави­тели государственных и общественных организаций, педагоги­ческие работники учреждений общего среднего образования, законные представители воспитанников и другие заинтересо­ванные лица. Лица, приглашенные на заседание, имеют право совещательного голоса.
  5. Заседания педсовета оформляются протоколомзаседа­ния педсовета (далее - протокол) по форме согласно приложе­нию к настоящему Положению.
  6. Непосредственное руководство деятельностью педсове­та осуществляет председатель педсовета, которым является заведующий учреждениемдошкольного образования (далее – руководитель), а в случае его отсутствия –  заместитель заве­дующегопо основной деятельности либо уполномоченное ру­ководителем лицо.
  7. Председатель педсовета:

– организует деятельность педсовета;

– назначает время и место заседания педсовета;

– проводит заседания педсовета;

– утверждает регламент выступлений;

– организует работу членов педсовета по подготовке материа­лов к педсовету и ознакомлению с ними;

– осуществляет систематический контроль за выполнением принятых решений, анализирует их выполнение, результаты выносит на очередное заседание.

  1. Секретарем педсоветаназначается заместитель заведу­ющего по основной деятельности, а в случае его отсутствия – уполномоченное руководителем лицо.

В случае, когда заместитель заведующего по основной де­ятельности является председателем педсовета, секретарем назначается лицо, им уполномоченное.

  1. Секретарь педсовета:

– обеспечивает подготовку заседаний педсовета и организа­ционно-техническое сопровождение его деятельности;

– организует методическую работу по подготовке материалов к заседанию педсовета;

– информирует членов педсовета и приглашенных лиц о вре­мени и месте заседаний педсовета, повестке дня не менее чем за 30 календарных дней до его проведения;

– обеспечивает ознакомление всех членов педсовета с мате­риалами заседания педсовета, протоколом.

  1. Члены педсовета имеют право:

– вносить на рассмотрение педсовета вопросы, относящиеся к компетенции педсовета, в том числе предложения по совер­шенствованию и развитию образовательного процесса в уч­реждении дошкольного образования;

– участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на педсовете, вносить предложения по ним.

  1. Члены педсовета обязаны:

– посещать заседания педсовета, принимать активное участие в его работе и выполнять принятые решения;

– обеспечивать своевременную подготовку материалов к оче­редному заседанию педсовета;

– знакомиться с протоколом путем проставления соответству­ющих отметок (подписи и даты ознакомления) в случае отсутс­твия на заседании педсовета.

  1. Педсовет осуществляет свою деятельность в соответс­твии с планом,который является составной частью учебного годового плана учреждения дошкольного образования на учебный год и утверждается ежегодно не позднее 1 сентября текущего года на первом заседании педсовета.
  2. На заседаниях педсовета могут заслушиваться вопросы:выполнения решений предыдущих заседаний педсовета; повышения качества образовательного процесса; создания здоровьесберегающей системы; медико – психолого-педагогического сопровождения; оптимизации деятельности учреждения дошкольного образо­вания и совершенствования качества дошкольного образования; иные вопросы деятельности учреждения дошкольного обра­зования.
  3. Решения педсоветапринимаются простым большинс­твом голосов при наличии на заседании педсовета не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов реша­ющим является голос председателя педсовета.

Если член педсовета не согласен с принятым решением, он имеет право высказать особое мнение, которое отражается в протоколе.

  1. Протокол оформляетсясекретарем педсовета в тече­ние пяти дней после его проведения на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания педсовета, а также документов, подготовленных к заседанию (повестки дня, справок, методических материалов, тезисов до­кладов и выступлений и других материалов). В протоколе фик­сируются ход обсуждения вопросов на заседаниях педсовета и принятые по ним решения.

Протокол может оформляться рукописным способом и с по­мощью технических средств.

Текст протокола должен излагаться простым и ясным языком с соблюдением норм официально-делового стиля литератур­ного языка.

Протокол может оформляться на белорусском или русском языке.

  1. Протокол подписывается секретарем, членами педсо­ветаи председателем педсовета, а в случае его отсутствия – председательствующим на заседании.
  2. Протоколы и прилагаемые к ним материалы хранятся в деле учреждения дошкольного образования.
  3. Контроль за оформлением, учетом и сохранностью про­токолов возлагается на руководителя.

При увольнении или переводе руководителя протоколы и ма­териалы к ним передаются вновь назначенному руководителю либо секретарю по акту приема-передачи дел.

Наименование организации

ПРОТОКОЛ

___________ __________

________________________

(место составления)

заседания педсовета

Председатель ________________________________________________________________

                                                              (инициалы, фамилия)

Секретарь педсовета __________________________________________________________

                                                             (инициалы, фамилия)

Количество членов педсовета __________ человек(а)

Присутствовали: _____________________________________________________________

                                                             (фамилия, инициалы)*

Повестка дня:

  1. _______________________________________________________________________

                                                             (наименование вопроса)

___________________________________________________________________________

                              (форма изложения, должность, инициалы, фамилия докладчика)

  1. _______________________________________________________________________

                                                            (наименование вопроса)

___________________________________________________________________________

                              (форма изложения, должность, инициалы, фамилия докладчика)

  1. _______________________________________________________________________

                                                            (наименование вопроса)

___________________________________________________________________________

                             (форма изложения, должность, инициалы, фамилия докладчика)

  1. СЛУШАЛИ:

___________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы докладчика - краткое содержание доклада, сообщения, информации, выступления  или текст доклада, сообщения, информации прилагается)

ВЫСТУПИЛИ:

___________________________________________________________________________

                                 (фамилия, инициалы - краткая запись выступления)

___________________________________________________________________________

РЕШИЛИ:

1.1. _____________________________________________________________________

1.2. _____________________________________________________________________

Голосовали: за ____________________ чел.**;

против ________________ чел.;

воздержались __________ чел.

  1. СЛУШАЛИ:

___________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы докладчика - краткое содержание доклада, сообщения, информации, выступления  или текст доклада, сообщения, информации прилагается)

ВЫСТУПИЛИ:

___________________________________________________________________________

                                 (фамилия, инициалы - краткая запись выступления)

___________________________________________________________________________

РЕШИЛИ:

2.1. _____________________________________________________________________

2.2. _____________________________________________________________________

Голосовали: за ____________________ чел.**;

против ________________ чел.;

воздержались __________ чел.

  1. СЛУШАЛИ:

___________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы докладчика - краткое содержание доклада, сообщения, информации, выступления  или текст доклада, сообщения, информации прилагается)

ВЫСТУПИЛИ:

___________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы - краткая запись выступления)

___________________________________________________________________________

РЕШИЛИ:

3.1. _____________________________________________________________________

3.2. _____________________________________________________________________

Голосовали: за ____________________ чел.**;

против ________________ чел.;

воздержались __________ чел.

Председатель __________________________                   ____________________________

                                    (подпись)                                                     (инициалы, фамилия)

Секретарь _____________________________                   ____________________________

                                    (подпись)                                                     (инициалы, фамилия)

С протоколом ознакомлены: ______________                 ____________________________

                                                  (подпись, дата)                              (инициалы, фамилия)

                                                 _____________                   ____________________________

* Если количество присутствующих более 15 человек, то указывается их общее количество и в скобках - список прилагается. К протоколу прилагается список лиц, приглашенных на заседание педсовета.

** Указывается при необходимости.

 

свернуть